четверг, 7 апреля 2016 г.

Записки об архитектуре в закрытых городах

Does every city really need Zaha Hadid architecture? Такой вопрос задал своим слушателям Томас Керн, архитектор и преподаватель из университета Ньюкасла, на лекции, посвященной изменениям в городской среде. Действительно, стройность и чистоту стиля городов с классической архитектурой не хочется нарушать ничем, даже если автором здания будет звезда вроде Ренцо Пиано или Нормана Фостера. С другой стороны, настоящей архитектуре, пусть даже и запечатлевающей свою эпоху, свойственно переживать всевозможные течения в моде, политические доктрины, требования рынка. Настоящая архитектура удивительным образом рифмуется и гармонирует с архитектурой прошлого, вписывается в городской контекст и становится полноценной частью окружающей среды. Настоящая архитектура находится вне времени, над временем, опровергает любые стереотипы и звучит всеобъемлющей симфонией, бодрым маршем или торжественной ораторией в образах поколений будущего. 

Неделю назад умерла Заха Хадид. Ее последней прижизненной ретроспективой стала эрмитажная выставка в Николаевском зале Зимнего дворца. Много белого, чистое пространство, естественный свет, футуристические формы - ощущения такие, словно в темный консервативный город наконец-то впустили свежий воздух. И все-таки нужна ли городу такая архитектура? Ответ - в Риме (сегодня, как и тысячи лет назад, все дороги ведут туда же, в открытый город). 



Национальный музей искусств XXI века MAXXI открылся в мае 2010. Совмещенные друг с другом сложные объемы дали прибежище архивам, фондам и коллекциям, в которых хранятся эскизы, прототипы и чертежи лучших итальянских архитекторов XX века. Здесь находятся документы, книги, фотографии, рисунки и макеты Паоло Солери, Карло Скарпа, легендарной группы Superstudio, Микеле Валори, Альдо Росси и др. В настоящее время здесь проходит выставка самого известного израильского режиссера Амоса Гитая, на сегодня запланирован мастер-класс французского режиссера румынского происхождения Раду Михайляну, а через два дня состоится семинар по композиции с Сальваторе Шаррино, музыка которого, как и архитектура Захи Хадид, создана для людей и о людях, даже несмотря на то, что на первый взгляд погружает в невероятный мир неизведанного будущего. 


Итак, дубль три: does every city really need Zaha Hadid architecture? Захи Хадид уже нет, поэтому темному консервативному городу не суждено вдохнуть аромат белой свободы. Но городу нужны правильные ориентиры - такие, как хорошие музеи, качественный дизайн и новые городские практики, способные трансформировать застоявшуюся среду в открытое пространство чистоты и безупречного вкуса. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий