вторник, 5 июля 2016 г.

Столь долгое отсутствие

Предуведомление

Два года назад прошла выставка Манифеста 10, которая слегка встряхнула этот город. К счастью, событие состоялось. Москва завидовала, но приезжала. Тогда Петербург буквально распирало от событий и проектов, сменяющих друг друга. Оживились не только интересующиеся современным искусством молодые люди, но и злобные пенсионеры и всяческие воинствующие пропагандисты несвободы и косности. Оживился даже сонный Эрмитаж: поющая лестница, обнаженная Эма Герхарда Рихтера среди классических колонн, Ясумаса Моримура, переживающий блокаду в зале Рембрандта, - обо всем этом много говорили, писали, спорили. Может быть, город не до конца осознал и разглядел проблески света, но в любом случае событие было знаковое, громкое, интересное и современное.

Потом снова стало скучно. Город успокоился и даже притих. Беззубые выставки сменяли друг друга: иногда забавлял нелепостью Русский музей, иногда художник Копейкин потешался над религиозной общественностью, но все эти маленькие интервенции были не того масштаба и уровня. 

Озарение

Прошло два унылых года. Открылась Манифеста 11, но уже не здесь, а в Цюрихе. Открылся прекрасный Музей "Гараж" в Москве. А здесь открылся после реставрации цирк - образцово-показательная премьера состоялась во время культурного форума. В остальном - пустота и тишина. И вот в конце июня после долгого отсутствия современное искусство все же озарило своим светом этот пасмурный город. В отреставрированном Манеже открылась выставка "Современные русские художники - участники Венецианской биеннале. Избранное". Экспозиция объединила самые известные имена российских художников, в разное время принимавших участие в биеннале современного искусства в Венеции. Двухэтажное пространство вместило живописные работы, инсталляции, фотографии и объекты, в большинстве своем не нуждающиеся в представлении и разъяснении. Среди авторов - Дмитрий Пригов, Олег Кулик, Павел Пепперштейн, AES+F, Валерий Кошляков, Ирина Нахова, Тимур Новиков, Сергей Шеховцов и многие другие, чьи работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, ГЦСИ, Мультимедиа Арт Музея, а также в коллекциях негосударственных галерей современного искусства. Куратор выставки - Семен Михайловский, ректор Академии Художеств, комиссар павильона России на Венецианской биеннале современного искусства.

Экспликации

Забавный ход - историческая справка на гирлянде из футболок: на каждом изделии обозначен год биеннале и имена участников от России (Советского Союза). Несмотря на то, что выставка сплошь состоит из работ звезд не только российского масштаба, но и западного (европейского, а в некоторых случаях - и мирового), рядом с работами очень много экспликаций, текстов, дат, имен. Как это интерпретировать? Безусловно, кого-то такие вещи дико раздражают. Все эти слова-слова-слова слегка противоречат концепции белого куба или стильного лофта с высокими потолками и открытыми коммуникациями. Лаконичное пространство с произведениями искусства хорошего уровня без лишних деталей и слов могло бы быть идеальным прибежищем для любителя / поклонника / фаната / сноба от современного искусства (почему бы и нет). Но, во-первых, это выставка-исследование, предлагающая некий исторический экскурс, поэтому без "лишних деталей" не обойтись. Во-вторых (и это основное), дело происходит в России, в консервативном городе Петербурге, в котором современное искусство представлено недостаточно и крайне скупо, а населению остается ездить за выставками в Москву, Хельсинки или ближайшие города Прибалтики (и, конечно, в Венецию). Именно поэтому здесь современное искусство приходится подробно объяснять, желательно даже разжевывать (хотя лучше бы это сделали все-таки в каталоге).

Дизайн

Не секрет, что в Петербурге с дизайном выставок плохо. На самом деле, дизайн экспозиции - это такая скользкая вещь, о которой почему-то часто забывают, на нее все время не хватает бюджета или кругозора. Достаточно вспомнить выставку финского дизайна и архитектуры в тесных залах Главного штаба, где макеты задыхались от недостатка воздуха и света. Первый шаг к переменам - биеннале музейного дизайна, на которую приезжают серьезные специалисты из музеев мира, читают лекции, консультируют и открывают выставки.

На этом фоне с экспозиционным дизайном в обновленном Манеже все прекрасно. Размещение работ, освещение, деревянные панели и перегородки, классные шрифты - каждый элемент на своем месте, выверен до мелочей, чтобы представить экспонаты в максимально выгодном свете. Дизайн экспозиции разработали опытный дизайнер и художник Андрей Шелютто (делал плакаты и иллюстрации для "Артхроники", оформил много выставочных каталогов и многое другое) и молодой дизайнер Тимофей Журавлев (среди книголюбов известный своими веселыми полками для буккроссинга).

Выставка "Современные русские художники - участники Венецианской биеннале. Избранное" проходит в ЦВЗ "Манеж" 26 июня - 17 июля 2016.

Фотографии

 














Комментариев нет:

Отправить комментарий