воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Размышлизм о критике-трубочисте

Читать тексты Андрея Ковалева - редкое удовольствие, особенно сегодня, когда настоящих художественных критиков, пишущих на русском языке нормальным русским языком, можно пересчитать по пальцам одной руки. На московской книжной ярмарке non/fiction прошла презентация новой книги Ковалева, живое и задорное предисловие к которой опубликовано на colta.ru. Новая книга - это первый том трилогии "Книга перемен. Материалы к истории русского искусства", в которой собраны "рассказы от Кандинского до Рогинского". Свою историю искусства Андрей Ковалев пишет давно: будучи газетным критиком на протяжении многих лет он рецензировал московские выставки, а сейчас преподает в МГУ на факультете искусств. Статьи Ковалева за последние несколько лет можно найти на сайте МГУ. Новое издание (впрочем, не изданное в классическом понимании, - это будет "книга по требованию" без заранее запланированного тиража) отличается максимальной свободой автора (хотя, судя по его текстам, от недостатка того, что принято называть свободой слова, Андрей Ковалев никогда не страдал). 

На моей полке лежат "Именной указатель" и "Критические дни" - две книги Ковалева, которые вполне можно было бы назвать "легким чтивом" о современном искусстве. Легкость возникает из мастерского жонглирования дискурсами и авторского чувства юмора и самоиронии, без которого в современном искусстве делать нечего. Чтобы ощутить контраст между ярким слогом Ковалева и тяжеловесной академической критикой, достаточно проделать занимательный эксперимент: прочитать сначала эссе Ковалева из "Критических дней", а затем обратиться к рецензии на эту книгу, опубликованной в Художественном журнале. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий