вторник, 24 января 2017 г.

Самая малая часть архитектуры

В подборку лучших временных павильонов 2016 года не вошел проект студии Сэма Джейкоба на Хайгейтском кладбище под названием A Very Small Part Of Architecture (цитата из эссе Адольфа Лооса "Архитектура" 1910 года ). "Самой малой частью архитектуры" Лоос, австрийский и чехословацкий архитектор, теоретик, писатель и эстет, называл гробницу/надгробие и монумент: "Все остальное должно быть исключено из мира искусства".


Павильон Джейкоба на кладбище в Лондоне - своего рода оммаж Лоосу: в 1921 году Лоос спроектировал мавзолей для австрийского искусствоведа Макса Дворжака. Современным историкам искусства остается только мечтать о подобных мемориалах и надгробиях, да еще и спроектированных выдающимися архитекторами. Макс Дворжак тоже не дождался: проект так и не был реализован. И вот в 2016 появляется точная копия работы Лооса в масштабе 1:1 (только не из массивного камня, а из легкого дерева), которую авторы сооружения назвали "призрачным воссозданием несбывшейся архитектурной идеи". Интерес вызывает сценография и выбор места действия: на Хайгейтском кладбище захоронены Карл Маркс, Люсьен Фрейд, Джон Голсуорси, Малкольм Макларен и другие.



Несколько ссылок напоследок. В любимой рубрике The Long(ish) Read на archdaily можно прочитать отрывки из культового эссе Адольфа Лооса "Орнамент и преступление". Этот текст, который декларирует борьбу со всякого рода украшательствами, был воспринят современниками как манифест. И архитектура, и теоретические статьи Лооса оказали серьезное влияние на развитие стиля модернизм. Сам Ле Корбюзье называл эссе "Орнамент и преступление" "гомерической зачисткой" архитектуры, подчеркивая тем самым масштаб влияния Лооса на модернистскую идеологию.

А совсем недавно на русском в издательстве Strelka Press вышел перевод другого эссе Адольфа Лооса "Почему мужчина должен быть хорошо одет". Отрывок из книги можно прочитать на сайте журнала Института "Стрелка".

И еще один прекрасный текст размещен на сайте "Горький": критик Александр Шаталов пишет не только о книге, но и личности и творчестве архитектора Лооса.

Фото: Sarah Duncan

Комментариев нет:

Отправить комментарий