среда, 1 марта 2017 г.

Памятник вождям

В 1926 году в Берлине на Центральном кладбище Фридрихсфельде был воздвигнут памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург, деятелям рабочего движения, лидерам Восстания спартакистов 1919. Автор мемориала - великий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ.


Вот как пишет о мемориале Геннадий Мачульский в своей монографии: 
Это не стела, не обычное мемориальное надгробие в виде стены - композиция полна скрытой силы и беспокойства, как и то время, когда жили и боролись Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Здесь отсутствуют традиционные надписи и барельефы. Материал памятника пролетарским вождям прост и неприхотлив - это обожженный кирпич. Контраст с роскошными монументами "владык" подчеркнут и тем, что поверхность кирпича рваная. Его цвет пурпурно-красный - это цвет пролетарского знамени. Кажется, что сильные рабочие руки в память о погибших товарищах уложили эти огромные глыбы как скорбное надгробие и водрузили на нем простой и дорогой символ - пятиконечную звезду с серпом и молотом...
 В стилевом отношении памятник выполнен под влиянием работ неопластицистов и ранних проектов Райта, а также в не меньшей степени под влиянием немецкого экспрессионизма 20-х годов.
 В мрачные годы гитлеризма памятник был разрушен, но отвечать за него Мис ван дер Роэ пришлось на своей второй родине - в Соединенных Штатах Америки. В 1957 году госдепартаментом США против него было выдвинуто обвинение в сооружении памятника двум немецким коммунистам. Это обвинение он встретил без каких-либо признаков раскаяния или сожаления. 

Кирпич в качестве основного материала выбран неспроста: "использованию материала в естественном виде" Мис научился еще в Голландии, где познакомился с работами нидерландского архитектора Хендрика Петрюса Берлаге. Концептуально стена из грубого кирпича напоминает о расстреле "диких социалистов" зимним днем 1919 года. Стилистически структура находится между работами Райта и отчасти предвосхищает брутализм - более позднее направление, получившее распространение после войны. Интерес вызывает и мотивация архитектора, который предпочитал выражать свои эстетические взгляды чаще, чем политические. В 1926 году Людвигу Мис ван дер Роэ было 40 лет, это был уже состоявшийся архитектор, известный в Германии, но его программные произведения еще впереди. Увлекался ли он большевистскими идеями? Вряд ли сильнее, чем проблемами архитектуры. Мис ван дер Роэ покинул Германию не столько из внутренней неприязни нацизма, сколько из-за различия во вкусах. После многочисленных нападок на Баухауз, который гитлеровцы как только не называли - рассадником коммунизма, марксизма и прочего зла, - Мис ван дер Роэ продолжал упорно работать, а в 1934 году, по некоторым данным, даже подписал письмо в поддержку Гитлера. А из Германии уехал, когда стало окончательно понятно, что Гитлер - сторонник неоклассицизма, но никак не новой прогрессивной архитектуры. 

Так что же вдохновило великого архитектора на создание памятника двум революционерам-социалистам? В письме историку искусства Дональду Дрю Эгберту Мис ван дер Роэ пишет, что узнал о проекте совершенно случайно. Первоначальный проект архитектору показал Эдуард Фукс, марксистский писатель и культуролог. Это было нелепое сооружение с дорическими колоннами и медальонами, на что Мис ван дер Роэ рассмеялся и предложил свою идею мемориала. Правильная четырехугольная форма и декоративная кирпичная кладка (уникальный случай в творчестве Мис ван дер Роэ) воплощали надежду и стремление к истине. 


Мемориал просуществовал всего несколько лет - до 1933 года. Сегодня это кратковременное, но знаковое для истории архитектуры и идей явление можно по праву считать своего рода надгробием, под которым покоятся светлые надежды социализма, каким бы он ни был - диким, декоративным, воспламеняющим или прогрессивным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий