пятница, 10 марта 2017 г.

Конгруэнтность Цинциннати

Это странное название совмещает сразу несколько удивительных фактов, которые на первый взгляд кажутся фрагментами изобретательной головоломки.

Итак, элемент первый: семейная пара Лоис и Ричард Розенталь, издатели и филантропы. Лоис редактировала легендарный литературный журнал Story, который открыл Америке и миру Сарояна, Капоте, Сэлинджера и многих других. Когда Норман Мейлер учился в Гарварде, он получил премию журнала как подающий надежды молодой автор. Story публиковал произведения Теннесси Уильямса, Малькольма Лаури, Джона Чивера... Список можно продолжить другими звездными именами из истории американской литературы. Лоис и Ричард учредили Фонд семьи Розенталь и пожертвовали 5 миллионов долларов Центру современного искусства Цинциннати.


Обложка журнала Story, 1991. 

Элемент второй: организация Центра современного искусства Цинциннати - выдающейся институции, пропагандировавшей прогрессивную культуру с 1939 года. В Центре проводились грандиозные для своей эпохи выставки: здесь можно было увидеть Ван Гога, Пикассо, Гогена, Клее, Бекмана, а затем Уорхола, Олденбурга и других поп-художников на заре их карьеры. Любопытно, что три основательницы Центра переехали в Цинциннати из Нью-Йорка, где долго не могли найти работу. Наконец, они прислушались к словам Эдварда Варбурга, одного из основателей Музея современного искусства MoMA, посоветовавшего начать свой проект в Цинциннати, где было много свободных неиспользуемых площадей.

Элемент третий: архитектура будущего. В 1997 году был объявлен конкурс на лучший проект здания Центра, в котором приняли участие ведущие архитекторы планеты. В финал вышли Даниэль Либескинд, Бернар Чуми и Заха Хадид, чей проект одержал победу. Строительство было завершено в 2003 году, и это был не только дебют Захи Хадид в США, но и первый американский музей, построенный женщиной-архитектором. Газета New York Times тут же объявила новый музей самой важной и значимой американской постройкой после Холодной войны.


В проекте воплощены две концепции: 'Urban Carpet'  и 'Jigsaw Puzzle'. Первая - "урбанистический ковер" - символизирует гармоничное встраивание здания в городскую среду: интригующее сооружение словно приглашает прохожего совершить прогулку по галереям и изучить его пространство. Вторая идея - "пазл" или "загадка" - превращает конструкцию в игровую площадку, внутри которой смешаны разные материалы, объемы и архитектурные элементы. Подробнее о проекте рассказывает в своей экскурсии профессор Университета Цинциннати Джей Четтерджи.

  

И, наконец, элемент четвертый: океан звука. По правде говоря, этот компонент не имеет никакого отношения ко всему вышесказанному. Но именно в такие моменты вспоминается - справедливое или нет - литературное сопоставление архитектуры и музыки. Может быть, это простое совпадение, но именно в Цинциннати, штат Огайо, была основана группа RAMP прекрасного соул-композитора и джазового вибрафониста Роя Айерса. Здесь же был записан единственный альбом этого коллектива, Come into Knowledge, который по праву считается классикой соула и фанка. Отдельные композиции широко известны благодаря многочисленным компиляциям и перепевкам. Так вот, название RAMP - это не только акроним Roy Ayers Music Production (или в другой интерпретации - Roy Ayers Music Project), но еще и английский перевод слова "пандус" - важного архитектурного элемента, который неоднократно встречается в творчестве Захи Хадид: в частности, Центр современного искусства Цинциннати представляет собой не что иное, как чередование наклонных поверхностей и лестниц-пандусов в пространстве. Мог ли тогда, в 1977 году, Рой Айерс предположить, что единственный альбом коллектива RAMP, записанный в Цинциннати, даст пищу для размышления над не менее чарующим произведением искусства - геометрической головоломкой выдающейся женщины-архитектора? Вместо ответа на этот вопрос послушаем музыку: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий