Совсем недавно в Петербурге провели конкурс на лучший проект музейного комплекса "Оборона и блокада Ленинграда". Провели как-то тихо, по-семейному, почти без обсуждений и скандалов. Скандалы впереди, особенно если построят вблизи прекрасного Смольного эти жуткие коробочки от "Студии 44". На эту тему вышло несколько статей в трех с половиной изданиях, которым удалось выжить в блокаду. Все ссылки ниже без комментариев, потому что комментировать нечего. Проекты на редкость одинаковые и скучные, словно архитекторы разучились создавать метафоры, перестав читать художественную литературу.
Обзор Фонтанки, по-моему, самый полезный, поскольку здесь можно посмотреть проекты в оригинале (скачать документ в pdf).
РБК: точка зрения историка архитектуры Вадима Басса, который очень точно указывает на "удивительную суетливость" городской администрации в принятии решений.
Проект Балтия: мнение главного редактора и одно из немногих (или единственное?) обсуждение.
Деловой Петербург: каким может быть (и никогда не будет) Музей блокады.
Далее - небольшая подборка проектов последних ста лет, посвященных памяти войны, истребления населения и тому подобных ужасов. И я не утверждаю, что нужно слепо брать готовое и повторять у нас, но можно хотя бы сделать вывод, что проект музея (тем более посвященного памяти такого значимого для города события, как блокада) не должен и не может быть похожим ни на торговый центр (или здание Мариинки-2), ни на автобусный гараж, ни даже на учреждение для чиновничьих заседаний.
Новое здание Музея истории Холокоста на территории мемориального комплекса Яд ва-Шем в Иерусалиме построил Моше Сафди. Треугольная железобетонная конструкция буквально разрезает гору, драматически возвышаясь над городом. Внутри это абсолютно современное музейное пространство, напичканное мультимедийным контентом для посетителей. Больше картинок - здесь.
В 2009 году в штате Иллинойс открылся Музей Холокоста и образовательный центр. Эмоционально насыщенное и перегруженное символически - именно таким представляет себе здание его автор, знаменитый архитектор и теоретик Стэнли Тайгерман. Впрочем, географическое расположение (музей находится в пригороде Чикаго, одной из архитектурных столиц мира) и имя выдающегося архитектора не спасают здание от критики: сооружение получилось чересчур "мелодраматическим" и "мультяшным", как считает архитектурный критик Chicago Tribune Блэр Камин.
Музей Холокоста в Лос-Анджелесе существует с 1961 года. Обновленный в 2010 Музей переехал в парк Пан Пасифик, который и сам по себе является местной достопримечательностью. Здание практически растворяется в ландшафте и формирует открытую экологичную среду. Как и музей в Иллинойсе, музей в Лос-Анджелесе сертифицирован по стандарту LEED Gold, что доказывает его эффективность, экономичность и благоприятное влияние на природу.
Из Калифорнии увлеченный читатель попадает в Таллинн, ведь в контексте блокады и войны невозможно не упомянуть впечатляющий мемориал Маарьямяэ на берегу Таллиннского залива. Сегодня такой комплекс назвали бы, наверное, ландшафтным дизайном, хотя, на мой взгляд, дизайн - это как раз проекты Музея блокады, отобранные на конкурс. Мемориал строили в 70-е несколько архитекторов, авторы идеи - архитектор Аллан Мурдмаа и скульптор Матти Ваарик.
В завершении хочется вспомнить Военный мемориальный центр в штате Висконсин, спроектированный Ээро Саариненом (над концепцией начинал работать еще его отец, Элиэль Сааринен, но он умер, и работу закончил сын). В проекте принял участие и местный художник-прецизионист Эдмунд Левандовский: из 1,4 миллиона мелких частиц мрамора и стекла он выложил мозаику на всю западную стену центра. Это отличный пример того, как использовать старое здание или исторический / архитектурный памятник: сегодня здесь находится Художественный музей Милуоки. А еще это пример того, как вести с историческими зданиями архитектурный диалог: в 2001 рядом с кинематографичным сооружением Сааринена открылся Павильон Квадраччи по проекту Сантьяго Калатравы. Белоснежный павильон словно парит над землей и контрастирует с угрюмой постройкой 50-х. Прямо сейчас здесь можно увидеть картины Делакруа, Ван Гога, Дега и других, а через несколько дней откроется персональная выставка одного из главных дизайнеров современности Хайме Айона - выставка с названием, вполне соответствующим архитектурным декорациям: Technicolor. Картинок этой локации будет больше, чем предыдущих - считайте, что это выбор редакции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий