четверг, 29 марта 2018 г.

Comma, comma, parenthesis, six-point-six

В основании любого исследования, как бы оно ни пыталось прикрыться общественным благом или другими высокими целями, лежит любопытство. Именно любопытство привело меня от обычной фотографии многолетней давности к любимой певице.

Готовясь к следующей неделе в киноклубе, я читала об одной симпатичной нью-йоркской галерее современного искусства. На многих фотографиях основательница галереи и арт-дилер по имени Грейси появляется рядом с неизвестным чернокожим человеком в бабочке. Вот одна из них.


Грейси Мэншен и Сур Родни, фото: artnet

Оказалось, что человек этот вполне известен: это художник, писатель и активист Сур Родни Сур (Sur Rodney Sur). В 80-е Сур делает два своих шоу на телевидении, помогает в галерее, пишет стихи (входит в поэтический кружок Blackheart Collective, объединявший черных поэтов, писателей и художников). Некоторое время Сур работает со швейцарским художником Андреасом Сенсером, и с этого сотрудничества начинается большой проект по документированию и архивации наследия ВИЧ-положительных художников. С середины 90-х Сур приглашен в Visual AIDS, в 1996 Сур вместе с Джеффри Хендриксом и Фрэнком Муром активно работает в Архивном проекте (Archive Project), который после смерти Фрэнка Мура переименован в "Архивный проект имени Фрэнка Мура" (Frank Moore Archive Project). Главная цель этой организации - сохранение памяти о творческом человеке, внимательное отношение не только к основным произведениям, но и к вещам, которые обычно остаются за кадром: предметами хранения становятся приглашения на выставки, статьи в прессе или прижизненные высказывания художника.


Без названия (стихотворение), Андреас Сенсер, 1986, фото: Visual AIDS

Хендрикс и помогавший ему Сур работали над выставкой "Критическая масса: хэппенинги, Флюксус, перформанс, интермедиа и Ратгерский университет, 1958-1972" (Critical Mass: Happenings, Fluxus, Performance, Intermedia, and Rutgers University, 1958-1972). Сначала появилась внушительная книга, задокументировавшая целую эпоху, частью которой был и сам Джеффри Хендрикс: с 1956 до 2003 он преподавал в Ратгерсе (Нью-Джерси) наряду с Аланом Капроу и Роем Лихтенштейном. Флюксус в Ратгерсе если и не родился, то активно развивался. Ну, а выставка "Критическая масса" прошла в 2003 году в Музее современного искусства Мида при колледже Амхерст, штат Массачусетс.

Сегодня Хендрикс и Сур - партнеры (конечно, не в том смысле, который обычно вкладывают в это слово политики или экономисты), но с 1961 по 1971 Хендрикс был женат на художнике Бичи Форбсе. Здесь скажу, возможно, банальность: однополые браки в США легализовали в 2015, и остается только удивляться смелости и стойкости этих людей, которые не боялись выражать свою позицию в не самые толерантные времена, заниматься своим искусством, снимать свое кино, любить своих людей и не сдаваться. Но речь сейчас не об этом. Поскольку о творчестве Форбса я ничего не знала, я начала читать. Он выставлялся вместе с Хендриксом, участвовал в выставках Флюксуса, сегодня выступает под именем Най Ффаррабас (Nye Ffarrabas), и я без понятия, зачем он поменял имя и что оно обозначает. Вот одна из их совместных работ: это литография-приглашение на "Флюкс-развод", адрес и дата мероприятия расписаны во всех подробностях.


Fluxdivorce, 1971, фото: MoMa

Очень любопытно было почитать воспоминания Бичи Форбса, где он рассказывает, например, о знаменитом симпозиуме Destruction in Art Symposium ("Разрушение в искусстве"), который впервые прошел в Лондоне в 1966, а спустя два года был проведен и в Нью-Йорке, и где выступали Нам Джун Пайк и Шарлотт Мурман, и хулиганил Герман Нитш, и если Пайка с Мурман я искренне люблю, то одобрить действия бесчувственного австрийца мое чуткое экосердце не в силах.

И вот, в поисках информации о Форбсе я захожу на bandcamp и начинаю слушать. Как самый настоящий Флюксус-человек, Бичи Форбс был и художником, и поэтом, и, как самые настоящие поэты, часто выступал в жанре spoken word. На bandcamp попадаю на профиль композитора и саунд-художника Чарли Морроу (он родился и жил в Нью-Джерси, где и познакомился с Флюксус-ребятами). Морроу много лет сотрудничал с поэтом Джеромом Ротенбергом. Вместе они основывали Фонд The New Wilderness Foundation, на базе которого выпускали журнал EAR ("Ухо", особо фанатичные помнят одноименный русскоязычный саунд-арт проект, который еще существовал лет 10 назад, а потом куда-то исчез) и инициировали проект Audiographics по звукозаписи экспериментальной музыки и поэзии. Стихи под музыку - это, к счастью, не только незатейливая бардовская песня, но и джаз, фанк, новая музыка, электроника, эксперименты на стыке жанров... В общем, интересно. На "Теориях и практиках" можно найти переведенный большой обзор, написанный как раз в конце семидесятых, о том, что такое саунд-поэзия.

На записи, о которой идет речь, зафиксированы стихи трех поэтов - Бичи Форбса, Джексона Мак Лоу и Спенсера Холста. И вдруг я слышу знакомый голос. Это же Джин Ли (Жанна, как мы ее ласково называем между собой). Вопроса, что она делает здесь, среди всей этой странной компании поэтов и художников и сумасшедших экспериментаторов из Нью-Йорк-сити, не возникает ни разу: она и сама по-хорошему сумасшедшая, записывалась с невероятными людьми и всегда пела невероятно. Но почему никто и нигде не пишет, что это она? Может быть, это не она? 'Comma, comma, parenthesis, six-point-six', - голос на аудио произносит слова отчетливо, не сбиваясь с тональности, музыкально, узнаваемо. Это она. Где же документация, фиксация, архивация? В комментарии только поэты, в каталоге только поэты, где же Жанна? На помощь приходят канадцы и их архив исследований импровизационной музыки (Critical Studies in Improvisation): в 1977 году Джин Ли действительно записывалась с поэтом Джексоном Мак Лоу на New Wilderness Audiographics. На этом можно спать спокойно.

Мораль? Архивы, поэзия, музыка, совриск - это прекрасно, но без любопытства все это превращается в статичные безжизненные картинки. А запись и вправду классная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий