В БУДУЩЕЕ ВОЗЬМУТ НЕ ВСЕХ.
В этой леденящей фразе заключено изначальное разделение всех людей, как детей, на три категории:
- Кто возьмет.
- Кого возьмут.
- Кого не возьмут...
...Меня не возьмут.
21 апреля в Главном штабе откроется выставка Ильи и Эмилии Кабаковых "В будущее возьмут не всех" (выше был фрагмент из одноименной хрестоматийной статьи Кабакова). В 2004 Эрмитаж уже делал выставку Кабаковых, делает еще. То есть вроде бы все-таки берут (в будущее), да еще и вместе с женой и инсталляциями.
Илья Кабаков болеет, поэтому ездит Эмилия, монтирует выставку и встречается с публикой. Встреча прошла вчера в атриуме Главного штаба в присутствии сотен молодых людей, которые не до конца уверены в том, понимают они Кабакова сегодня или нет. Эмилия объясняет, что, ну раз выставили в музее, - значит, искусство, надо понимать.
Инсталляция "Туалет", Винзавод, Москва
- А зачем? - задает ей вопрос один зритель. Зачем ему сидеть в вашем "Красном вагоне" (или, не дай бог, в "Туалете"), размышлять, ставить себя в неудобное положение, делать усилие над собой?..
- А возьмут ли нас, простых людей, в ваше будущее? - спрашивает у нее другой зритель, не ведая, что много лет назад им предлагали большие деньги, и Третьяковка тоже, а они не хотели, но потом все-таки согласились на выставку в Эрмитаже...
- А инсталляция - это как скульптура? - спрашивает у нее Пиотровский. Нет, это картина, говорит Эмилия, это же трехмерность, глубина, композиция, один слой для профессионалов, второй для простого зрителя, у нас еще не научились это смотреть и воспринимать, да уж куда уж...
- А текст ведь тоже как образ? - Пиотровский. Конечно, как вы это тонко подметили, никто не заметил, а вот вы, конечно, вы же профессиональный арабист, чувствуете каллиграфию...
- А куратор - тоже вы? - спрашивает девочка. Нет, не я, настоящий куратор сидит рядом, и его статья в каталоге лучше всех, и Эрмитаж лучше всех, и Петербург, ох уж эти взаимные комплименты...
- А какой ваш любимый город? - это уже другая девочка. Петербург, конечно, опять комплименты, ну еще Венеция, мистика и так далее, а вообще нет времени, работа, музеи, будущее...
- А как можно подготовиться к вашей выставке? - спрашивает зрительница. Ну как-как, книги читать, у нас есть сайт, до ста книг у нас выложено. И действительно, до ста, то есть до десяти, то есть буквально десять. А еще раздел есть из серии 'F for fake' (про подделки, ведь подделывают же концептуалистов, шельмы).
- А художник думает о публике? - опять Пиотровский. "Художник, извините, не проститутка", - говорит Эмилия Кабакова. Очень хорошая фраза, афоризм, только где-то уже это было...
Цитаты по памяти, ибо абсолютный слух бессилен в эхе атриума. Можно переслушать встречу в записи, если получится загрузить видео... Главный музей страны впереди многих по технологиям, но позади по умению ими пользоваться, хотя на входе зачем-то выдают желтые наклейки. Осваиваем западный опыт, но не научились внятно включать презентацию и настраивать звук.
В общем, встреча удалась. Только скучно. Вот когда Илья Кабаков приезжает - сразу веселее: он улыбается, шутит, рассказывает про ад советской школы, потом встает возмущенный Злотников, начинает спорить, как же так, да тебя же советская власть выучила, а ты... Увы, Злотникова больше нет, а вместе с ним нет и Колейчука, и Яшке, и Сокова (об этом напомнила дама из Русского музея, предложила помолчать, но как-то не услышали).
Artist talk: Балдессари vs Кабаков, ЦДХ, Москва
Встреча с Балдессари и Кабаковым в ЦДХ в 2013 году в целом была теплее и симпатичнее, без несмешных историй про кубинских студентов, которые хорошо говорят по-русски, но невкусно жарят картошку с колбасой, и без конъюнктурных разговоров о толерантности в немецком городе Росток, куда Анжела Меркель пригласила Кабаковых поработать с беженцами. "Корабль толерантности" - большой международный проект, в ходе которого детям разных стран рассказывают про толерантность, они обсуждают разные вопросы и рисуют, из рисунков делают паруса корабля, и все это действительно прекрасно, только как поможет беженцам в городе Росток - не очень понятно. Впрочем, "художник - не священник", у него совсем другая задача, говорит Эмилия Кабакова в своей расплывчато-безапелляционной манере.
Был вчера один интересный момент про коммунизм. Эмилия Кабакова подчеркнула, что это сегодня одна из самых популярных идеологий на Западе. Мысль она так и не развила, потому что Пиотровский опять что-то спросил (про образность текста или про скульптуру, уже не помню). Так вот, толерантность - это же в некотором смысле наследие коммунистической доктрины (да что в некотором, в самом прямом смысле!). Той самой доктрины того самого коммунизма, от которого много лет назад уехали и Илья, и Эмилия Кабаковы. И вот теперь снова всплыла толерантность, только в европейской обертке. Да и та самая прекрасная фраза гаитянской девочки, которую вспомнила Эмилия Кабакова (о том, что надо бы всем пережениться, и будут все одного цвета) - прямая цитата из главного социалистического писателя всея Союза и нобелевского лауреата, фраза из "Поднятой целины" Шолохова. Мир изменился? Ничуть, только стал хуже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий