пятница, 29 июня 2018 г.

Конспект лекции Мартина Рейн-Кано


В киноклубе идет неделя фильма «Спор садов» Рауля Руиса. Прежде чем перейти к следующему фильму, почитайте конспект лекции ландшафтного архитектора Мартина Рейн-Кано. Родом он из Аргентины, и уже в юном возрасте интервьюировал Хорхе Луиса Борхеса - в презентации даже была черно-белая фотография маленького Мартина, сидевшего чуть ли не на плече у писателя. Сейчас Рейн-Кано живет в Берлине, руководит собственным бюро Topotek1, выполняет проекты по преображению среды (городские парки, небольшие участки общественных пространств, сады и так далее), создает необыкновенные экспозиции, говорит на нескольких языках, смотрит кино (!) и выступает с лекциями в Европе и не только. Несколько раз приезжал в Россию. Зимой в Петербург Мартин Рейн-Кано был приглашен в жюри конкурса на разработку концепции парка вокруг нового жилого комплекса в Выборгском районе. На Новой сцене Александринки архитектор прочитал открытую лекцию, в которой не только рассказал о реализованных проектах, но и поделился своими мыслями о ландшафте как метафизической категории, частично продемонстрировал свой киноманский список, неполиткорректно шутил про эстонцев и чувства верующих, рассуждал о мечтателях-экзистенциалистах и сообщил слушателям, что женат на композиторе.

Предварительно еще замечу, что это вольный тезисный конспект с моими пометками, а не дословная расшифровка лекции.  


Мартин Рейн-Кано



Все начинается с литературы, с языка, с некоего текста, который ландшафтный архитектор или художник либо зашифровывает, либо расшифровывает. Об этом он говорит и в интервью журналу "Проект Балтия". 

*

Кадры из фильмов, о которых я думала в контексте будущего киноклуба, - все как на подбор: Антониони, Ален Рене, Пазолини, Гринуэй… Да что же это такое, он пересмотрел все мои любимые фильмы. Причем он не чурается популярного кино, детских мультфильмов и даже… О боже, Сильвестр Сталлоне! Скульптура боксера Рокки – заметный объект скульптурного парка перед Художественным музеем Филадельфии. Таким образом, плохой актер становится фигурой реальности, особенно будучи выполненным в бронзе. Город братской любви в восторге: все лучше, чем пускать мазню Сталлоне-художника в Инженерный замок.

Этому примеру вторит деревня в Новой Зеландии, где снимали фильм «Властелин колец». Деревню стали называть «деревней хоббитов», то есть на ровном месте возникла новая легенда, включенная в нарратив целой нации. Толпы туристов сходны с толпами желающих посетить замок Бран под городом Брашов, только вот господарь Влад Цепеш, в отличие от хоббитов, существовал на самом деле.  

*

В диснеевской «Алисе в стране чудес» показан пестрый пейзаж из какого-то прекрасного сна. Для обыденности подобная среда кажется нефункциональной, нелепой и неуместной, однако именно к этому иногда и стремится ландшафтный архитектор.   Так называемый wow-эффект возникает особенно при совпадении несовпадаемого, в результате мышления «вне рамок», как говорится у креативщиков и ученых, out of the box или out of scale.

*

Понятие «город» родом из Средиземноморья: еще древние знали о том, что такое полис, как его формировать, как им управлять и как его оформлять. Средиземноморское видение источника цивилизации противоречит «северному» подходу с его суровыми шаманами в лесах. Что такое Nordic forest, мы убедились на примере фильма «Северяне», пусть и в пародийно-утрированном виде.

*

Идеи бесконечности, текучести и мистицизма в текстах Борхеса – это все о садах и парках, в том числе и европейских. Так, руины Стоунхенджа в Англии живописно зарастают травой -  многовековые легенды обрастают новыми смыслами.

Любимое здание архитектора - церковь в Сиракузах, в которой объединились греческий храм, романская архитектура и нарочитый испанский колорит. Как и у Борхеса с его текучестью и непрерывностью, каждая новая власть приносила в эту церковь свою историю, новый смысловой слой.

*

Фотограф Ансель Адамс, представитель Нового видения и группы F/64, очень любил природу. Его пейзажи со сказочными горными вершинами и нетронутыми водопадами достойны реалистичных кадров из голливудских фильмов.


 

Слева: Забриски-пойнт, 1942. Справа: Дорожка в Мьюирском лесу, 1919.


*

На английском слова highway и parkway могут обозначать как одно и то же (автострада, шоссе, магистраль), так и быть, в сущности, антонимами: highway – шоссе, parkway – аллея парка. Почему так получилось? Наверное, одна из главных бед 20 века – не русская революция, а повсеместное превращение тенистых аллей и садовых тропок в автодороги с односторонним движением. Формально же такое сходство терминов позволяет заимствовать графическое решение дорожек в парке у автомагистралей – декоративный эффект, особенно при панорамных снимках, будет непревзойденным.

В проекты бюро Topotek1 то и дело проникает графический дизайн, даже несмотря на вроде бы другую специфику: у фирмы есть несколько проектов со всевозможными линиями на плоскости.

*

Идеальный мир пейзажного парка сначала был нарисован и лишь потом посажен. Только увидев романтику из величественных дерев и мифических колоннад на полотнах Лоррена и Пуссена, садоводы всерьез начали претворять в реальность свои мечты о ливанских кедрах в британском климате. Готический замок на зеленом холме, а вокруг него естественный водоем и нежная беседка на лужайке – вот что противопоставляли барочному парку мэтры английского сада. Кроме того, английской аристократии хотелось, чтобы их участок казался больше, шире, просторнее – отсюда и эта китчеватая трехмерность (заключенная в самом термине «живописный», словно попадаешь в трехмерную живописную картину), фактически скопированная садовниками с картин французских пейзажистов. Парк Лоррена или Пуссена – как тот слоеный пирог: идентичности (разные геологические и культурологические слои) наслаиваются друг на друга, создавая динамику.

Что касается барочного парка, то в его строгости и выверенности Мартин Рейн-Кано находит общее с идеями Ле Корбюзье, школы Баухауса и прочих модернистов: их тяга к абсолюту власти (будь то король, партия или архитектор) и совершенству формы (круг, прямоугольник) восхищает и ужасает одновременно. В их проектах (к счастью, не всех) диктат человека над природой приобретает страшные формы: вокруг безупречных зданий можно встретить, скорее, зарегулированное кладбище, но никак не оазис живой природы.

*

Кадр из фильма «Кентерберийские рассказы». Нет, я не хочу их показывать в киноклубе, но какой сад, какой прекрасный сад! История садов – это нарратив, почти библейский, и даже без «почти»: так или иначе, все пошло из Эдема. Только, в отличие от райского сада, сад рукотворный нужно все время культивировать, он сам собой не растет.

*

17 век, Клод Лоррен со своим зеркалом – и опять 17 век, рисовальщик-следователь, подписавший контракт и собирающий улики. Фильм-фотоувеличение Питера Гринуэя – это фотоувеличение наоборот: у Лоррена природный парк, в «Контракте рисовальщика» - достижение барочного (насколько это было возможно в 1983 году) садовода. И да, скорость имеет значение! Восприятие ландшафта зависит от скорости передвижения. Регулярный сад создан для пышных платьев, париков и закулисных сплетен. Попробуйте прокатиться на велике по Нижнему парку в Петергофе – не пустят!

*

Для архитектурной биеннале в Шэньчжэне Мартин Рейн-Кано сделал проект вместе со своей женой Ребеккой Сондерс, композитором из Великобритании. Это была стена, китайская, выдающаяся. В Китае же что только не производят, в том числе и сувенирную продукцию для всего остального мира. В стену вмонтировали сотни (точнее, две с лишним тысячи) музыкальных шкатулок с разными мелодиями (если даже мелодия одна, в совокупности все это звучит несинхронно, хаотично, интересно). И каждый, кто подходит, включает музыку, в результате получается какофонный коллаж.

*

Для Мартина Рейн-Кано заборы на подавляющем большинстве (на всех!) стадионах являются главным визуальным раздражителем: они некрасивые, недокрашенные, недодуманные. Зеленые заборы на швейцарском стадионе – главная гордость архитектора. На эту решетку и ее покраску с трудом хватило бюджета. Вспоминается недавний материал «Стрелки» про новехонький стадион в Краснодаре с очень дорогой колизеевой отделкой.


Спорткомплекс Heerenschürli в Цюрихе, бюро Topotek1, 2010.


*

Поскольку иммиграция для архитектора – это личный опыт, и его, и нескольких поколений его семьи, он с азартом принял участие в общеевропейском проекте Superkilen. Парк Superkilen в Копенгагене создан в районе, где живут мигранты. Женщины в хиджабах, стихийные рынки, многоязычие на улицах, ларьки и палатки, взгляды исподлобья, пьяные румыны и в довесок ко всему вокзал. И вдруг среди всего этого – ярко-розовый настил, рэпперы на сцене, символика всех стран и даже боксерский ринг для тех, кому срочно нужно выяснить отношения. Впрочем, вся европейская история – это история выяснения отношений, борьбы за права, эмансипации и так далее. Больше боксерских рингов и стадионов, потому что с каждым годом процессы только интенсифицируются.  


Superkilen - результат сотрудничества трех фирм: Superflex, BIG и Topotek1.


*    
      
И совсем другое дело – монастырь: вокруг средневекового монастыря под Вормсом в Германии по проекту бюро Topotek1 сделали странные дорожки в газоне. Не лэнд-арт, но похоже.


Лоршский монастырь, проект бюро Topotek1, Немецкая премия по ландшафтной архитектуре 1 степени за 2015 год


*

У каждого объекта, будь то площадь, парковка или бассейн, будет два контекста – физический (климат, рельеф и т. д.) и метафизический (история, биополе и все такое). В связи с этим и подходы к решению загадки этого пространства будут разные. Кроме того, всегда нужно помнить и про личный контекст - бэкграунд архитектора, его личные обстоятельства, что и побудило участвовать в проекте Superkilen, например.

*

О двойственности личное-общественное. Если посмотреть на классический американский поселок с чистенькими коттеджами, может показаться, что это вполне открытая демократичная среда: смотрите, мол, у нас нет заборов, мы ничего не прячем, все открыто. Только вот открытость эта условная, лицемерная. Физической ограды нет, но она существует в голове: вы же никогда не пойдете топтать газон, вы же помните, что у владельца есть ружье.

То же самое и с общественными пространствами, о которых в эпоху соцсетей говорить как минимум странно. Ни личного, ни общественного сейчас нет, все следят за всеми, все относительно. Человек с ноутбуком в парке, с одной стороны, находится в общественном месте, с другой, его что-то отделяет от остальных.  В 1967 вместо личной электроники это мог быть телевизор, в 2067 будет что-то еще.


Неоднозначные надувные объекты из кочующей экспозиции подходят и для детской площадки, и для взрослой вечеринки. 

*

Для Мартина Рейн-Кано любимый рассказ Борхеса - это «Книга песка», история книги без начала и конца. Поэтому когда мы говорим о чем-то, никогда нельзя быть уверенным до конца. Ясности нет, все меняется. Да, есть прошлое, есть будущее, но мы живем в потоке событий, в определенном контексте, и основной вопрос – это как на него реагировать? Ах да, еще «реальность одна из ипостасей сна», и перевод – это не более чем интерпретация переводчика. Что остается? Работать «эклектично», в разных вселенных одновременно, пробовать, использовать несколько разных возможностей, смотреть на мир не двумя, а четырьмя глазами, как настоящий влюбленный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий