среда, 16 января 2019 г.

Бумбокс в музее

Бумбокс, он же кассетник, он же магнитола, он же геттобластер известен с середины 70-х. Тогда с ним носились поклонники фанка, брейк-данса и хип-хопа. Американский скульптор Том Сакс мастерит бумбоксы с детства, но первая выставка его объектов по мотивам бумбокса (в технике бриколажа, то есть сделанных своими руками) датируется 1999 годом: тогда в галерее Мэри Бун в Нью-Йорке состоялась первая выставка, посвященная изобретательным бумбоксам Сакса.

 

Выставка Haute Bricolage, Mary Boone Gallery, 1999

В 2015 в Музее современного искусства Остина прошла глобальная бумбокс-ретроспектива Сакса, на которой он представил скульптуры из цемента, керамики, проводов, клея, фанеры и всего, чего душе угодно.

 


Выставка Boombox Retrospective 1999-2015 в The Contemporary Austin

Были там и аудиоинсталляции, и любимые художником элементы поп-культуры (например, японский персонаж Hello Kitty, чьим образом он однажды заменил Пресвятую Деву Марию в витрине универмага Barneys на Рождество).


Рождественский вертеп Hello Kitty Nativity, 1994


Были там и вариации на тему стерео и виниловой культуры. Из подручных средств Сакс лепит не только магнитолы, но и проигрыватели: например, по мотивам мебели фирмы Knoll.


Проигрыватель Knoll, Том Сакс, 1999


С Knoll у Сакса связано несколько проектов, и это целая история. В мастерской Фрэнка Гери (а Гери разрабатывал мебель для Knoll) Сакс узнал новое для себя слово knolling (ноллинг) и решил его популяризировать. Термин принадлежит уборщику мастерской Эндрю Кромелову, который раскладывал разбросанные предметы в помещении строго параллельно друг другу или под прямым углом, что и обозвал ноллингом. Позже Сакс будет делать реплики предметов мебели от Knoll, а в 2010 снимет короткий фильм "10 Bullets", который станет манифестом ноллинга и сделает его настоящим трендом инстаграма.


Феномен ноллинга, обложка журнала Details за 2014 год


В 2016 еще одна выставка Тома Сакса Boombox Retrospective прошла в Музее Бруклина. Ностальгическая экспозиция представила Блок акустического усиления под брендом NASA (еще один лейтмотив в творчестве Сакса - даже посуда по его дизайну получается астронавтическая) и полноценный бумбокс-киоск, который предлагал посетителям и кофе, и музыкальные треки.


Phonkey, 2011



Вид экспозиции Boombox Retrospective 1999-2016 в Музее Бруклина


Том Сакс пишет:

Как многие парни из пригородов, я делал звуковые системы для себя, чтобы впечатлить друзей и утомить красивых женщин долгими разговорами о высококачественной электронике. Просто спросите мою жену. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий