четверг, 29 октября 2020 г.

Филип Гастон. Выбывший из игры

Лондонская галерея Tate отстранила от работы Марка Годфри, одного из своих главных кураторов, за критику решения музея отложить выставку американского художника-постэкспрессиониста Филипа Гастона на 4 года. Причина – опасения по поводу сатирических изображений куклуксклановцев, которые наделали шуму еще в 60-х годах.

«Отмена или перенос выставки, возможно, мотивированы желанием быть внимательными к воображаемой реакции отдельных зрителей и страхом протестов. Но на самом деле это чересчур снисходительно по отношению к зрителям, которые, как предполагается, не в состоянии оценить нюансы и политику работ Гастона», – написал Марк Годфри в своем инстаграме.
Philip Guston. In Riding Around. 1969. © The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth

За последние годы в галерее Tate Годфри сделал несколько громких выставок – например, ретроспективу Франца Веста и выставку Олафура Элиассона – и был одним из тех, кто готовил экспозицию к 40-летию со дня смерти Гастона. Передвижная выставка «Гастон сейчас» должна была открыться в этом году в Национальной галерее в Вашингтоне, а затем совершить путешествие по нескольким крупным музеям США и Tate. Теперь, по справедливому замечанию Guardian, выставку можно смело назвать «Гастон когда?».

На логичный вопрос «Когда?» отвечает коллективное заявление музейных директоров: выставку покажут, когда, «как нам кажется, мощное послание социальной и расовой справедливости, которое лежит в основе произведений Гастона, может быть интерпретировано более ясно». Что они имели в виду: спад протестной активности, приход новой власти, внедрение тотальной цензуры или (ну мало ли) мировую революцию?

Как и следовало ожидать, эта ситуация вызвала скандал в зарубежной прессе и соцсетях. Арт-критик из artnet Бен Дэвис написал, что такие прецеденты дают отличный аргумент крайне правым в их риторике против «психованных левых» и цитирует пророческие строки из эссе «Мечты о свободе» историка Робина Келли:

«Нам никогда не приходило в голову отказываться читать текст, просто потому что он утверждал расизм, сексизм, идеологию свободного рынка и буржуазный либерализм, которые мы ругали. Не было ничего запретного. Наоборот, изучение этих работ только обострило наши критические способности».

О своей провокационной серии картин Филип Гастон, художник из семьи еврейских эмигрантов из Российской империи, говорил так:

«Это автопортреты. Я ощущаю себя скрытым за колпаком… Идея зла очаровала меня… Я пытался представить, что живу с Кланом. Каково это – быть злом?».
Philip Guston. Edge of Town. 1969. © 2020 The Estate of Philip Guston

Комментариев нет:

Отправить комментарий