четверг, 17 марта 2016 г.

Wrong book is...

В детстве были популярны жевательные резинки с фантиками Love is... Мальчик с девочкой держались за руки, вместе готовили ужин и смотрели на луну. Новый фантик - новая история. Любовь - это вздох, беззаботность, две трубочки в одном стакане... Потом были иллюстрированные детские книжки, тоже смешные и беззаботные, как и мальчик с девочкой на фантиках. А дальше началась другая жизнь - новая, осмысленная, заманчивая. Появились веселые ребята вроде Чинарей, ОБЭРИУ, всеков, ничевоков и других симпатичных бездельников. Состоялось знакомство с деликатным японским мировоззрением, с его лаконичной многозначительностью. Проявились социальная ответственность и самосознание. На этом этапе возникает необходимость в другой книге - той, которая может объединить литературный багаж с визуальной образностью, традиционную иллюстрацию с эстетикой плаката, книжный дизайн с концепцией объекта современного искусства.


Артель художников “Неправильная книга” возникла осенью 2015 года. Петербургский художник Григорий Кацнельсон устроил мастерскую для молодых иллюстраторов, где рассказывал, как “правильно” делать “неправильную” книгу. Правил, разумеется, никаких нет, - это игра вне каких бы то ни было рамок и без всяческих ограничений. Единственное, что “регламентирует” работу участников артели - это общий формат. Первой задачей было сделать 12 рисунков на листах А3 в технике трафарета, которая предусматривает некое обобщение и исключает ненужную детализацию. Трафареты печатаются на обоях, ткани или мешковине. Второй задачей было напечатать книгу-кубик и футляр-обложку к ней. Третья задача - самая сложная или, наоборот, самая элементарная (зависит от подхода и творческого метода): создать книгу-объект, что роднит этот жанр, скорее, с современным искусством, чем с книгопечатанием. Книга-объект предполагает еще большую условность, чем трафарет, и еще большую абстракцию, чем книга-кубик. Книга-объект - что это: скульптура, фигура, металлическая сетка или живой человек? Как писал Анри Мишо, которого цитируют во вступительном тексте к выставке, мир - это тайна, и только в книгах, возможно, найдется объяснение к таинственным вещам, кажущимся очевидными на первый взгляд.


Чем отличается правильная книга от неправильной? Каждый участник выставки отвечает на этот вопрос по-своему. Для трансляции своего взгляда каждый взял наиболее близкий ему текст. Анна Зинштейн выбирает стихотворение Александра Введенского, Григорий Кацнельсон - Якова Друскина, Алексей Воринов - стихотворение Симидзу Тэцуо, а Екатерина Ефимик иллюстрирует собственные тексты.


Если человек - книголюб или читатель со стажем, то свою неправильную книгу он может напечатать даже на стенах собственной квартиры, сделать из нее предмет обстановки или устроить неправильный перформанс, но это уже другая история и другая выставка.

Санкт-Петербург, Информационно-культурный центр искусства и музыки “Невский 20”
1 марта - 13 марта 2016 

Комментариев нет:

Отправить комментарий