суббота, 29 октября 2016 г.

Corpus: Анатомический театр

Завтра в Академии художеств закрывается выставка "Corpus: Анатомический театр", которую некоторые умники рекомендовали закрыть раньше, чтобы не оскорблять ничьих глубоких чувств. К счастью, к ним никто не прислушался, и выставка с успехом проработала отведенное ей время, потому что, если уж следовать логике таких умников, то придется закрыть все нормальные музеи и запретить всю культуру.

Экспозиция посвящена такому увлекательному явлению, как анатомическое рисование: в Тициановском и Екатерининском залах выставлены работы преподавателей и студентов Академии, а также всевозможные "вариации на тему" от современных художников всего мира. Классика представлена альбомами Бруни и Васильковского, графикой Маковского, энциклопедией Дидро и Д'Аламбера, а также традиционными скульптурами в помпезных интерьерах. Классике вторит современность в виде масштабного автопортрета Гурьянова, нескольких шелкографий культового Хёрста и скульптуры других, не менее одиозных персонажей актуального искусства, "любимых" чувствительной петербургской публикой братьев Чепмен.

Бесспорный хит выставки - привезенные из Дрезденской Академии художеств работы легендарного Готфрида Баммеса, выдающегося художника, профессора и преподавателя анатомии для художников, автора книг и пособий. Со своеобразным видео-оммажем Баммесу выступает Иван Говорков, преподаватель и художник. Видеоработ на выставке несколько. Выставку предваряет видеоролик, фиксирующий немолодых женщин, которые наблюдают и рисуют, - вероятно, это документация процесса создания анатомического рисунка с натуры. Присутствует здесь и запись лекции по препарированию трупа: это сомнительное, но познавательное удовольствие доступно для граждан старше 18 лет с устойчивой психикой и нервной системой.

Пожалуй, главная особенность выставки - это не столько отличный музейный дизайн, разработанный Джеком Шлехтером, опытным специалистом из Филадельфийского художественного музея: пространство и "навигация" посетителя тщательно продуманы, подсветка и экспозиционные решения не вызывают никаких вопросов. [Интервью с дизайнером можно посмотреть здесь]. Экспозиция представляет ценность даже не столько выбором такой неоднозначной и, казалось бы, "мрачной" темы. С одной стороны, смерть, бренность, телесность (и уж тем более анатомический рисунок, обязательная и рутинная процедура для многих поколений художников) не являются чем-то таким уж новаторским. С другой же стороны, кости, скелеты и черепа, особенно вскрытие трупа - тема очень гнетущая, депрессивная и очень органичная для серого города Санкт-Петербурга. Так вот, возвращаясь к главному достоинству выставки, хотелось бы подчеркнуть и похвалить внимательную и в чем-то даже дотошную работу куратора (и ректора Академии) Семена Михайловского с подбором авторов и их произведений. Необычный микс эпох (от XVIII века до наших дней) и имен подчеркивается не самыми очевидными и известными художественными работами, собранными из разных источников и стран. На выставке можно встретить и изобретательные коллажи петербургского художника Сергея Денисова, и спроецированное на потолок эффектное видео итальянца Даниэле Спано, и устрашающие голограммы некрореалиста Владимира Кустова, и литографии почетного академика Василия Шебуева, а также коллаж "Индекс" современной художницы из Болоньи Sissi, которая несколько лет назад перешла от эмоциональных инсталляций к не менее эмоциональным исследованиям плоти.


P. S. Разные обстоятельства не позволили рассказать об этой выставке "в срок", хотя, конечно, по-хорошему, правильнее писать о событиях по мере их открытия и даже раньше. Поэтому пусть этот текст с картинками останется здесь как необычное воспоминание и своего рода поздравление с наступающим Хэллоуином. Ура.


Выставка проходит в рамках Петербургской биеннале музейного дизайна.
30 сентября - 30 октября 2016

Фотографии


























Комментариев нет:

Отправить комментарий