пятница, 26 января 2018 г.

И все-таки он умер!

Опоздание на электричку может привести даже в особняк той самой Матильды Кшесинской, в главное здание Музея политической истории России. Этот симпатичный дом на Петроградке построен в стиле модерн. Внутри, правда, о прекрасном стиле практически забываешь, потому что составители постоянной экспозиции зачем-то решили до отказа заполнить залы стендами, экранами, объектами, и в результате в этом хаосе категорически невозможно адекватно воспринимать информацию. Обилие газетных вырезок, писем, фотографий, чудовищный мелкий шрифт, унылые серые стены, нелепые ступеньки и перила при  неприемлемом слабом освещении превращают поход в музей в бег с препятствиями. Освещение в принципе обладает каким-то сакральным смыслом: из тьмы революций и войн посетитель плавно перемещается в более "светлые" времена стабильного советского прошлого, но настоящее "просветление" наступает в момент передачи власти от Е. к П., причем 90-е практически никакой "наглядностью" не охвачены, кроме выдвижных стеллажей с первыми полосами печатной прессы и предвыборной агитацией. Чудеса!

Одна из временных выставок - "Женщины и революция". Ее разместили в двух залах слева от парадной лестницы. Здесь, на лестнице, особняк открывает свое истинное лицо, изысканное, богато украшенное. Жаль, что вход в музей осуществляется со двора, и до этих красот нужно пробираться через невыразительное - пусть и обновленное - фойе и плохо освещенные - пусть и максимально заполненные - коридоры других залов. "Женский вопрос" представлен Крупской, Коллонтай, Арманд, Рейснер, Брешко-Брешковской и другими коммунистками и активистками, которые боролись за свободу женщин и свободу страны. Плакаты, фотографии, женские журналы, одежда... Под потолком висят красные транспаранты. Лозунги, конечно, отличаются от тех, что были на тематических выставках о революции в Эрмитаже и в Русском музее, но после такого однотипного дизайна на нескольких экспозициях подряд, честно говоря, в глазах рябит. Как бы то ни было, в целом, выставка "Женщины и революция" выглядит чуть бодрее, чем все остальное, особенно учитывая две композиции из человеческих фигур и советской символики из картона над дверными порталами. Чего не хватает? Конечно, панка! Включить песни Pussy Riot на полную громкость - и все, это успех! Впрочем, будем придерживаться правил...

В общем, "Женский вопрос" - это если от парадной лестницы идти налево. Направо пойдешь - попадешь в красивый зал, похожий на библиотеку или кабинет: деревянные панели, витражи, парадные скамейки, Ленин и деревянная лестница, которая закрыта, потому что "вход только для организованных групп". 

Кстати, о "группах". Это дети. Школьники. Днем, понятное дело, никого другого и нет. Краем уха слышу, как тетенька-экскурсовод рассказывает о начале Великой Отечественной войны. Когда взрослые не могут договориться, они ругаются. А когда два государства не могут договориться, то что происходит? (Дети хором): "Война!" Правильно! Было много спорных территорий, и у нас с нашими партнерами был договор, они не имели права нападать в течение 10 лет. Эээ, "партнеры"?.. Детям дико скучно. Тетка тараторит, на заднем фоне - алюминиевые ложки, военные каски, все серое, темное... Дети фотографируют. Одна девочка внимательно наводит камеру смартфона на вывеску... "Смерть Сталина". Wow! Оказывается! Тут даже дата стоит - 5.03.1953. А вот и гипсовая маска! Действительно, Сталин умер! И газеты писали об этом. И женщины плакали. А сегодня дети фотографируют, чтобы зафиксировать, а то вдруг завтра закроют зал на переэкспозицию, спрячут маску и скажут, что не было никакой смерти, и смеяться нехорошо...

Хочется верить, что составители экспозиций и проектировщики залов старались сделать как лучше, вернее, "как положено", руководствуясь своими представлениями о современном музее 21 века: побольше мультимедиа, "интерактива", "наглядности"... Год экологии - пожалуйста: вот вам выставка про экологию. Скоро выборы - а вот и про выборы есть! И не важно, что эти выставки напоминают аптеку, приемное отделение в больнице, школу или любое другое учреждение, где слова "дизайн" отродясь не слышали. 

Дальше будет немного фотографий. Для "наглядности". 

 




Сталина, как все уже догадались, здесь много. Ну а куда его девать? Сталин в кабинете партийного чиновника, Сталин и Горький, Сталин в голове у Ленина... На фото в последнем ряду (нижнее фото слева): над головой у Сталина - не экспонат, это просто заклеили вентиляцию. В одном из залов обнаружена карикатура, автор которой скрывался под псевдонимом "Овод" (к сожалению, фотография в темноте, да еще и за стеклом, не получилась, поэтому придется смотреть на картинку из интернета). 

Есть, конечно, и другие знакомые персонажи: Ленин - "солнце грядущего", весельчак Хру, любвеобильный Лео, серьезный Горби, зеленый медвежонок и еще с десяток героев отечественного "Твин Пикса". 






Странные чувства вызывает эта девушка в витрине (см. фото внизу). Вроде бы идея понятна: показать советский быт, расселение по новостройкам и все такое. И вот она сидит нарядная, вроде едет в отпуск, наверное, в Крым (рядом туристический проспект "Крым", книги и чемодан со слониками), но зачем-то к ее симпатичным манекенным ногам положили несколько купюр. Совпадение? Не думаю.


Кроме знакомства с валютой и игрушками ушедшей эпохи, дети могут увидеть президента П. молодым (ведь когда он пришел, они еще не родились), посмотреть на "наш ответ галерее Тейт" (в прошлом году перевернутая елка была у них, теперь и у нас), а еще узнать, что в стране есть конституция. 




И напоследок о прекрасном: женщины и интерьеры. И джаз: на первом фото цветное пятно - это один из выпусков легендарного журнала "Квадрат". 

  







Комментариев нет:

Отправить комментарий