суббота, 24 февраля 2018 г.

Шоурум Olivetti, немного постеров и много совпадений

Небольшое предуведомление. Я люблю читать рассылки. Ну я не то, чтобы читаю, но просматриваю точно. Старая редакционная привычка. В рассылках, даже рекламных, можно обнаружить много нового или забытого, а иногда наткнуться на удивительные совпадения. Например, на днях мне попался постер Милтона Глейзера, который я раньше не видела: это постер-совершенство, посвященный производителю печатных машинок Olivetti. А в одном рекламном, казалось бы, письме за сегодня я прочитала историю одной девушки-куратора о ее  "дизайнерском паломничестве" в шоурум этой легендарной фирмы. Посмотреть фотографии и прочитать об этой увлекательной экспедиции, посвященной архитектору Карло Скарпа, можно здесь.

Olivetti - это важная эпоха в истории предметного дизайна. Поэтому все, что окружало пишущие машинки (продажи, реклама, графический дизайн), тоже должно было соответствовать высоким стандартам. Адриано Оливетти, сын основателя компании, инженер и талантливый предприниматель, пригласил выдающегося архитектора Карло Скарпа спроектировать интерьер магазина. Шоурум Olivetti открылся в 1958 году в самом центре Венеции на площади Сан-Марко. Сегодня это не только музей Olivetti, но и архитектурно-дизайнерская достопримечательность. Посетителя встречает мелкая цветная мозаика на полу и бронзовая скульптура модерниста Альберто Виани. Внушительная лестница из каменных блоков ведет на второй этаж. Печатные машинки разных моделей уютно расположились на столиках в обрамлении бетона, дерева, блестящих медных деталей, муранского стекла и ажурных дверей, которые напоминают японские перегородки сёдзи. Еще одно совпадение: во многих проектах Скарпы ощущается влияние японской эстетики с ее тишиной, пустотой и медитативностью (два года назад в Риме даже прошла выставка на эту тему), и трагическая смерть архитектора случилась именно в Японии. Вот и говори после этого, что рок и предначертания судьбы - это пустой звук. И еще одно совпадение, уже не японское, а экологическое: сегодня шоурум Olivetti находится на попечительстве у Итальянского экологического фонда FAI, и теперь, после нескольких лет закрытия, у публики снова появилась возможность посещать это место.


Фото: George X. Lin


Фото: George X. Lin


Фото: George X. Lin


Далее будет несколько веселых постеров. Уже без (конспирологических) совпадений.


Olivetti - Giovanni Pintori, 1947


Olivetti Lettera 32 - Walter Ballmer


Olivetti Lettera 22 - Egidio Bonfante, 1951


Olivetti Lettera 22 - Giovanni Pintori, 1953


Olivetti Divisumma - Herbert Beyer, 1953


Dog - Milton Glaser, 1968

Последний плакат - это и есть та самая невиданная мной раньше реклама пишущей машинки Valentina, дизайн которой разработал Этторе Соттсасс из "Мемфиса", наверное, самого жизнерадостного течения в истории дизайна. Так вот, машинка получилась ярко-красной, очень "секси", как пишет издательство Phaidon, которое выпустило книгу Деяна Суджича "Этторе Соттсасс и поэзия вещей". А сам Соттсасс, по свидетельствам его помощника Перри Кинга, вдохновлялся Томом Вессельманом и его развеселыми обнаженными: лента каждой машинки оснащена оранжевой крышечкой, которая напоминает сосок (nipple), контрастирующий по цвету с "телом" машинки. К слову, Nipples - так называлась одна из пластинок Петера Бретцмана, который едет к нам уже скоро. И еще одно (последнее) совпадение, уже по части плаката: обнаженная у Глейзера - это фрагмент картины "Смерть Прокриды" итальянского художника Пьеро ди Козимо начала XVI века. Еще одна смерть. На этом совпадения заканчиваются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий