суббота, 10 марта 2018 г.

Преодоление

Сегодня в Манеже заканчивается выставка японских и российских молодых художников. Несколько заметок на полях. Манеж - большое выставочное пространство: много свободного места на двух этажах в центре города. Можно одновременно выставить столько всего - было бы что выставлять. К счастью, есть профильные учебные заведения, в которых ежегодно-ежечасно производится какое-то количество прекрасного, редко попадающего в поле зрения широкой публики. Тем более удобно, когда ректор профильного учебного заведения, как из личной коллекции, самостоятельно отбирает работы для выставки. Жаль, что сложно сказать, насколько выборка из представленных работ репрезентативна: субъективный отбор плюс не самая активная выставочная деятельность учебного заведения (речь, конечно, идет об Академии художеств) затрудняют любое обобщение. И все же благодаря выставке в Манеже у широкой публики появляется возможность получить некоторое представление о положении вещей в Академии, об общем / среднем уровне художественного образования и, что самое главное, о мыслях и чаяниях студентов, выпускников и преподавателей, то есть художников только начинающих или уже состоявшихся.

Первое и главное впечатление - это невероятный пафос, с каким вся эта непосильная художественная работа преподносится. Вслед за названием "Преодоление" читаешь названия произведений о надежде, борьбе и прочих высоких материях, потом в пресс-релизе встречаешь сентенцию про "социальную чувствительность" художника, и сердце наполняется благостью, глаза - слезами, внутренний же критик поначалу испытывает недоверие, в итоге - рвотный рефлекс. Кентавры и прочие герои античности, искусно скопированные с фигур из Отдела слепков, однотипные религиозные сюжеты и надоевшие двери вагонов метро, ностальгический сталинский ампир и голова Ленина, а дальше - динозавры, салоны красоты и нелепые инсталляции, о которых даже не хочется вспоминать. Ужасает не столько тематика каждой отдельной работы (ампирная ВДНХ - наверное, лучшая работа на выставке), а нагромождение этих сюжетов друг на друга. "Фигуративность на полотнах" - вот, придумала альтернативное название для выставки (заметим, сохраняющее общую претенциозность высказывания). Полотна-то не простые, а воистину необъятные. И откуда у студентов столько денег? Гигантомания плюс дотошная сюжетность плюс вера-надежда-любовь и нерушимые скрепы.

А людям нравится! Специально заглянула в книгу отзывов. Посетители в восторге: ну где еще увидишь столько работ начинающих художников, проникнешь в их причудливый мир прошлого с тщательно прорисованными домами и китами, с восковыми свечами и скульптурами в духе "жертв пороков взрослых". Одна бабулечка даже написала что-то вроде "мне 77, ничего не поняла, но дай-то бог", - в смысле, пусть продолжают, молодым дорогу. Бабуля только не уточнила, где и что именно она не поняла, - на первом этаже или на втором. Потому что на первом все как раз понятно: там японцы из Университета искусств Тама, не все иероглифы знакомы - это да, а в остальном много отличной графики, эксперименты с техниками и медиа. Большой минус - слишком "кавайно", и это идеал для фанатов манги и аниме, что для меня - абсолютно мимо, но я в меньшинстве. Двойственность между моей Японией и Японией на выставке отражает название одной из картин (оригинальнее самой картины): "Если бы герои укиё-э совершили путешествие в современное общество". На первом фото внизу - не укиё-э, а песни со второго этажа.








P. S. Ссылка на видеоэкскурсию по выставке, из которой можно узнать столько нового о Японии и о мире в целом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий