понедельник, 12 марта 2018 г.

Итальянский дизайн по мотивам фильма "Десятая жертва"

До 15 марта всем киноклубом смотрим фильм Элио Петри "Десятая жертва". Декорации представляют особенный интерес, поэтому на дизайне остановимся подробнее. Напомню, над визуальным оформлением фильма работали художники Пьеро Полетто, Джованни Кекки и Дарио Микели, которые и создали привлекательный мир будущего, вполне актуального в середине шестидесятых. Декораторы явно были хорошо осведомлены в области высококлассного дизайна мебели 50-60-х. В "Десятой жертве" можно встретить как откровенные реплики культовых предметов интерьера, так и аллюзии на продукцию известных фабрик (в основном, итальянских). Этот обзор проводит параллели между декорациями фильма и дизайнерскими предметами мебели (и актуальными на момент съемок, и созданными впоследствии). Можно рассматривать этот текст как небольшое расследование (к счастью, обошлось без кроссовок).

Когда Марчелло вместе с Кэролайн приезжают в дом его жены Лидии, они попадают в самый настоящий музей дизайна. Напольный светильник белого цвета - не что иное, как реплика лампы Fantasma, выпущенной фирмой Flos в 1961 по проекту дизайнера Тобио Скарпа, сына архитектора Карло Скарпа. Дизайн концептуально прост: на стальной каркас наматывается расплавленная смола, которая формирует кокон оригинальной формы. Лампа создает рассеянный свет, подходящий для романтичной сцены фильма. 


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Fantasma для Flos, дизайн Тобио Скарпа, 1961

Цветные напольные светильники напоминают сразу несколько моделей из 60-х. Во-первых, это культовая лампа Eclisse, спроектированная Вико Маджистретти в 1965 и запущенная в производство в 1967. Во-вторых, это светильник KD27 от фирмы Kartell, специализирующейся на пластике. Кроме того, лампы в доме Лидии напоминают сразу два светильника итальянской фабрики Oluce: настольную лампу Zanuso 1963 года, названную в честь ее автора Марко Дзанузо, и более узнаваемую лампу Atollo 1977 года, спроектированную Вико Маджистретти и принесшую ему престижную премию Compasso d'Oro в 1979. Atollo является частью постоянных коллекций нескольких художественных музеев мира. В эту световую компанию идеально вписывается очаровашка Snoopy от Flos. Форма блестящего эмалированного торшера повторяет очертания морды Снупи, веселого персонажа из комикса Peanuts. Герои фильма читают комиксы (а у одного из них даже на стене висят большие картины со страницами любимой рисованной истории), поэтому лампа Снупи вполне могла бы находиться в их домах (но, увы, не находится, потому что светильник вышел в свет два года спустя после выхода фильма на экран). 


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Eclisse, дизайн Вико Маджистретти, Artemide, 1965


KD27, Джо Коломбо для Kartell, середина 1960-х


Zanuso, дизайн Марко Дзанузо, 1963, Oluce


Atollo, дизайн Вико Маджистретти, 1977, Oluce


Snoopy, дизайн Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, 1967, Flos


Еще в доме Лидии мне понравилось оранжевое кресло с закругленной спинкой. Кажется, Марчелло тоже от него без ума. 


Кадр из фильма "Десятая жертва"

Мне такая форма спинки напоминает иконическое кресло LC7 из знаменитой серии LC Шарлотты Перриан, Ле Корбюзье и Пьера Жаннере. Шарлотта придумала LC7 для своей квартиры в Париже в 1927 году, а через несколько лет, уже в 1943, изменила ножки, создав тем самым новую модель "Индокитай 528" (массово выпускается фирмой Cassina с 2014). 


LC7, Шарлотта Перриан, 1927, массовое производство с 1978, Cassina


528 Indochine, дизайн Шарлотты Перриан, 1943 / 2014, Cassina


Кресло в фильме Петри является неким гибридом классической модели LC7 и цветных пуфов итальянского дизайнера Гаэтано Пеше. А еще больше на это кресло похожа модель Giacomino, выполненная по дизайну семьи Скарпа (жена Тобио Афра тоже занималась предметным дизайном). 


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Кресло Giacomino, дизайн Афра и Тобио Скарпа, 1998, Meritalia

Кресло в одной из комнат до боли напоминает кресло и софу Миса ван дер Роэ, спроектированные им для Павильона Германии в Барселоне в 1929 году. Это, конечно, никакой не пестрый шестидесятнический футуризм, а яркий пример модернизма эпохи Баухауза. 


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Кресла из коллекции Barcelona выпускает американская компания Knoll, дизайн Мис ван дер Роэ, 1929

Очень отдаленно похожие на "Барселону" диваны для посетителей встречаем в минималистичном интерьере банка. 


Кадр из фильма "Десятая жертва"

В дизайне мебели для фильма нет ничего кричащего: понятная геометрия, строгие линии (за редким исключением), никаких безумных орнаментов и украшательств. Почти во всех интерьерах встречаются квадратные пуфы (то мягкие, то твердые, как скамейки во многих галереях). Это простое и эффектное решение помогает объединить несколько сцен фильма в единую визуальную последовательность. Точно такие же или очень похожие пуфы и табуреты выпускали разные фабрики и продолжают выпускать до сих пор - ну, потому что это гениальная идея интерьера-трансформера: из кубиков можно легко и быстро создать что угодно, от пьедестала до гигантской кровати, и все это встроится в любой стиль, и будет стоить при этом дешевле полноценных кресел или диванов. В общем, ниже несколько картинок - параллелей к кадрам из фильма. 


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Кадр из фильма "Десятая жертва"

Белые и местами светящиеся кубы в "Клубе мазохистов" на Манхэттене (на фото вверху) идеально рифмуются не только с концепцией бесконечности у Superstudio, но и с более приземленными вещами. Например, с модульным "шахматным" сиденьем от Марио Беллини 1971 года.



Модуль Gli Sacchi ("Шахматы") для B&B Italia от дизайнера Марио Беллини, 1971

Или с модульным диваном, вдохновленным не менее прекрасной игрой, - маджонгом. Его придумал Ханс Хопфер в 1971. С тех пор диван преображался несколько раз благодаря модельерам Готье и Кензо и полосатым тканям дома Missoni. На фото внизу - вариант японца Кензо, вдохновленный красочными кимоно актеров в театре Но. 


Mah Jong, дизайн Кензо Такада, Roche Bobois

Похожие пуфы существовали в 60-е в Италии. Это диван-кровать Strips от Arflex, изготовленный по проекту женщины-архитектора Чини Боэри. Особенно любопытно было обнаружить черно-белую фотографию этих модулей в окружении симпатичных овечек. В "Десятой жертве", несмотря на все убийства, овечки тоже пасутся как ни в чем не бывало. 


Strips, дизайн Чини Боэри, 1968, Arflex

В интерьере диетического ресторана, где происходит первая очная встреча главных героев, Марчелло читает комиксы и слушает джаз в окружении прозрачных табуретов светло-голубого оттенка, который в свою очередь прекрасно гармонирует с костюмом Кэролайн. И здесь мы снова вспоминаем о Чини Боэри и ее знаменитом кресле-призраке для Fiam из цельного куска стекла. Можно, конечно, вспомнить и о креслах-призраках Филиппа Старка, но не будем, потому что неинтересно. 


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Кресло Ghost, Чини Боэри, 1987, Fiam

Прозрачность в кубе с размытыми цветными очертаниями - это о недавнем проекте дизайн-бюро Nendo для Glas Italia. Журнальные столики выполнены японскими дизайнерами в нескольких размерах из морозоустойчивого стекла с использованием сложной технологии печати, которая визуально "смягчает" такой жесткий материал, как стекло. 


Столики из коллекции Soft, дизайн Nendo, 2015, Glas Italia

Если вспомнить комнату Марчелло, откуда рабочие выносят мебель, то, на первый взгляд, ничего особенного, кроме эрикофона, не обнаружить. Но рабочие здесь не просто так. Они слишком картинно выполняют свою работу - так, что комиксы попадают в кадр, и внимательный зритель может разглядеть их названия. Или вот они несут кресло, которое, пусть и не один-в-один, но в целом напоминает еще один объект из культовой коллекции LC - кресло LC2, которое как раз в 1965 начали выпускать в промышленных масштабах. 

Или вот рабочий выносит стул. Ну стул как стул, обычный пластиковый стул ярко-красного цвета. Несмотря на то, что первый пластиковый стул был запущен в промышленное производство после войны, в 60-е многие уже объяснялись пластмассе в любви за ее долговечность и бесконечные возможности, в Италии пластиковый век еще не наступил. Символично, что именно в 1965 (год выхода "Десятой жертвы") Джо Коломбо начинает работать над своим "универсальным стулом", который так и назывался, Universale или Sedia Universale. Во второй половине 60-х стул был выпущен компанией Kartell. Внешне стул Universale напоминал детский стул по дизайну Марко Дзанузо и Ричарда Саппера, который фирма Kartell выпустила несколькими годами ранее. Стул Universale из литого АБС-пластика предназначался для использования как внутри, так и вне помещения (в фильме его и выносят из дома на улицу). Съемные ножки позволяли компактно складывать стулья друг на друга. Забавная история с этим пластиком: дизайнеры и инженеры планировали демократичную мебель, рассчитывая на молодежную аудиторию, но вместо этого пластик стал объектом культа, модной новинкой и неотъемлемым атрибутом поп-культуры. 


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Стулья Universale, дизайн Джо Коломбо, 1965-1967, Kartell

А пока рабочие работают, главный герой смотрит телевизор. А под телевизором - тумба, похожая на стол-тюльпан Ээро Сааринена. 


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Стол Tulip, дизайн Ээро Сааринен, Knoll, 1957

Расследование подходит к концу, и напоследок будет еще парочка кресел. Когда герой Марчелло приходит повидать старого товарища (этого эксцентрика играет Сальво Рандоне из более раннего фильма Петри "Дни сочтены"), товарищ сидит в удивительном кожаном кресле. Ему вторят две модели от итальянских фабрик: первая называется Lama, вторая называется чуть менее поэтично, LL04. Точной копии / источника я не нашла, поэтому расследование не заканчивается. 


Кадр из фильма "Десятая жертва"


Кресло-шезлонг Lama, дизайн Людовика и Роберто Паломба, Zanotta, 2011


Кресло LL04, дизайн Мартен ван Северен, De Padova, 2004


В конце - совсем неуловимое. Надо быть дотошным фанатом, чтобы замечать незаметное. В общем, такой кадр:


Кадр из фильма "Десятая жертва"

Он промелькнул как-то совсем стремительно, пришлось пересматривать. Что это за актер, я не знаю, мне интереснее два кресла на заднем плане. Они один-в-один (ну, насколько можно судить по картинке) повторяют кресла Франко Альбини, архитектора, дизайнера и педагога. Оба кресла были созданы в 50-е, поэтому художникам-декораторам не нужно было придумывать собственную модель. Кресло Fiorenza Франко Альбини разработал для рекламы Pirelli в 1952 году, а кресло Tre Pezzi ("Три части") - в 1959 для компании Cassina. В 1964 году в Милане открылся метрополитен, и поручни для него разработал тоже Франко Альбини совместно с Франкой Хельг. Перила в метро и металлические трубки каркаса в кресле Tre Pezzi - это одна и та же деталь, сделанная одними и теми же людьми. Через 50 лет компания Cassina выпустит модель Tre Pezzi Metropolitana с ярко-красным каркасом и черной обивкой. 


Кресло Fiorenza, дизайн Франко Альбини, Arflex, 1952


Кресло Tre Pezzi, дизайн Франко Альбини и Франка Хельг, Cassina, 1959

На этом у меня пока все. Но фильм буду внимательно пересматривать. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий