суббота, 21 июля 2018 г.

Не Тесла,

а Теста! Клориндо Теста, выдающийся аргентинский портеньо, который любил музеи и библиотеки. И банки: его грандиозный Банк Лондона в Буэнос-Айресе показан, в частности, в документальном фильме "Социальный геноцид" Фернандо Соланаса. Здание было воздвигнуто в 1966 в финансовом центре столицы, в стекле и бетоне, в лучших традициях брутализма. И какая пластика - Теста кроме архитектуры занимался живописью и скульптурой.


Банк Лондона и Южной Америки, проект Клориндо Теста в сотрудничестве с бюро SEPRA. Фото: Federico Cairoli



Банк Лондона и Южной Америки, вид сверху. Фото: Federico Cairoli



Кадр из фильма "Социальный геноцид" (2004)


Клориндо Теста родился в Неаполе в семье доктора. В конце 20-х его семья переехала в Буэнос-Айрес, где Теста выучился архитектуре и начал проектировать неземной красоты здания. Во многом он находился под влиянием Ле Корбюзье, проникся его манифестом ("Афинской хартией"), а проект в Ла Пампа (это местность, которая в 1952 году получила статус провинции) сравнивают с Комплексом Капитолия в Чандигархе.


Правительственный центра в Ла Пампа Санта-Роса, 60-е


Ни в одной стране нет такого несерьезного военно-морского госпиталя. А если отправить вопрос "Что это за желтые пупырышки?" в передачу "Что? Где? Когда?", можно выиграть миллион рублей.


Военно-морской госпиталь в Буэнос-Айресе построен в 1981 году


Еще было судейство в международном жюри в конкурсе на лучший проект Оперного театра Бастилии, книги, выставки, признание, игрушечный Музей книги и языка. Клориндо Теста продолжал носить свой неизменный серый костюм, рисовать и пить кофе.


Музей книги и языка открылся в Буэнос-Айресе в 2011


Проект, который можно было бы назвать проектом всей жизни, - это знаменитая Национальная библиотека Буэнос-Айреса, в которой Хорхе Луис Борхес проработал много лет. И хотя мне симпатичнее Банк, библиотека была более длительным и громким проектом. Настоящий долгострой: конкурс прошел в 1961, реализация началась только в 1971, а завершилось все в 1992! Библиотека нуждалась в новых хранилищах, но в стране то и дело сменялись режимы и случались революции. Если послушать режиссера Соланаса, так страна катилась в пропасть, правительство совершало одну госизмену за другой, а населению было явно не до книг - вернуть бы свои сбережения. И тем не менее в 1992 при правительстве Карлоса Менема (человек с бакенбардами) библиотека все-таки открылась. Раньше (до переворота 1955 года) здесь находился дворец семьи президента Перона, здесь умерла его жена Эва (Эвита). В том же 1955 на пост директора вступил Борхес. Его рассказ "Вавилонская библиотека" был впервые опубликован в 1941 году. Предвидел ли  он, что будет руководить институцией не менее фантазийной?



Национальная библиотека, Буэнос-Айрес


P. S. А еще мне нравится совпадение. Фернандо Соланас снял много всего, в том числе фильм про певца танго Гарделя, который то и дело поет в прозе Кортасара. Но интересно вот что: Соланас сотоварищи разработал концепцию "третьего кинематографа", предполагающую уход от традиционных способов кинопоказа. [В этом контексте я подумала, что же такое наш киноклуб, если не антитеза традиционному кинотеатру, фестивалю или очному киноклубу?] Вообще же Соланас, как и архитектор Теста, (как и архитекторы слова Кортасар или Борхес) - это тоже нечто третье: не А и не Б, не белое и не черное, а некий конструктор смыслов, окутанный магией реализма, бетона, поэзии и истории. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий