В начале 90-х художница и критик Лоррейн О'Грейди написала доклад "Горничная Олимпии: восстанавливая черную женскую субъективность", посвященный знаменитой картине Эдуарда Мане. Статья позиционировалась как первая в своем роде критическая работа о черном женском теле в искусстве. В далеком 1992 году кто бы мог подумать, что возникнет целая волна исследовательниц, кураторок и проч., которые будут то и дело обращаться к эссе чернокожей художницы. Вот, например, специальный вечер в МоМА (там объясняется, "почему это интересно"). Потом Дениз Маррелл из Колумбийского университета на одной из лекций увидела "Олимпию". Ей было интересно, как преподаватель расскажет о черной служанке: использует он расистскую терминологию или сформулирует что-то в контексте современной мысли. Преподаватель же не сказал ничего о черной женщине на картине, и это удивило Дениз больше всего, хотя, очевидно, у нее нашлись бы претензии к любому сценарию. И она начала изучать, как изображались люди негроидной расы в живописи, потому что "статей, посвященных черным фигурам, было экспоненциально меньше, чем белым". Далее Дениз обнаружила, что, оказывается, в среде французских художников-импрессионистов - да и вообще Парижа конца 19-начала 20 веков - было много черных женщин, которые были кто натурщицами, кто любовницами (вспомнить хотя бы музу Бодлера Жанну Дюваль). Конечно, то еще открытие, но чернокожая исследовательница не могла остановиться. Она защитила диссертацию, потом сделала выставку. На проект сложно было найти денег, пока директором благотворительного Фонда Форда не стал Даррен Уокер, который, как пишет artnet, "начал реогранизовывать распределение грантов в соответствии с идеей искусства и социальной справедливости". По счастливой случайности Даррен Уокер тоже чернокожий плюс открытый гей. Выставка под названием "Черная модель от Мане и Матисса до наших дней" откроется 24 октября в Wallach Art Gallery, выставка "Черная модель от Жерико до Матисса" - более расширенная версия - откроется в Музее Орсе в марте 2019.
Девушка в красном платье - Чарльз Элстон, 1934
Комментариев нет:
Отправить комментарий