среда, 28 ноября 2018 г.

Вопросы к монарху


7 декабря в Эрмитаже откроется монографическая выставка «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи». В живописи вроде бывают патриархи, а Монарх – это Владимир Этуш в роли криминального авторитета в фильме «Классик». Но оригинально. Еще более оригинален следующий пассаж из вступительного текста к выставке: «Важно отметить, что основную часть расходов по подготовке выставки взял на себя генеральный спонсор — ПАО НК «Роснефть. Деятельность «Роснефти» — пример социально-ответственного бизнеса. Компания активно поддерживает значимые события в российской культурной жизни». Ну и так далее. Хотя что нам до внутренних дел Эрмитажа? (Кстати, любой вопрос касательно «главного музея страны» можно задать его директору на прямой линии 3 декабря.) В российских музеях нет работ Пьеро делла Франческа, поэтому возможность увидеть 11 его работ в России уже через несколько дней заслуживает внимания.

Когда говорят о Пьеро делла Франческа в культуре (например, в литературе), сразу вспоминают посвященное фреске "Воскресение Христа" эссе Олдоса Хаксли «Лучшая картина», благодаря которому был спасен итальянский город. А мы вспомним Филипа Гастона, который и сам художник, но близок к литературе (во всяком случае, его эссе, переписка, зафиксированные мысли достойны того, чтобы быть прочитанными). В 1965 Гастон пишет о двух картинах Пьеро делла Франческа, «Воскрешение Христа» и «Бичевание Христа». Обе удивительные и загадочные.

«Это крайняя точка «невозможности» живописи».


Пьеро делла Франческа, Воскрешение Христа, ок. 1445-50.


«Картина разрезана почти наполовину, но обе ее части действуют друг на друга, отвергают и привлекают, поглощают и увеличивают друг друга. Иногда кажется, что нет вообще никакой структуры. Нет направления. Мы можем пространственно перемещаться в любую сторону, как в жизни».

«Возможно, мы видим не «картину», а присутствие необходимого и щедрого закона».


Пьеро делла Франческа, Бичевание Христа, ок. 1455-1460.


В 1466 году в тосканском городе Ареццо Пьеро делла Франческа завершил роспись главной капеллы базилики Сан-Франческо. Отголосок одной из фресок, «Обретение и испытание Животворящего Креста», находится сегодня в центре Москвы. 


Пьеро делла Франческа, Обретение и испытание Животворящего Креста, 1452-1466.


Это центральная часть ЦДА (Центрального дома архитектора) в Гранатном переулке, которая благодаря архитектору Андрею Бурову и его коллегам Александру Власову и Мирону Мержанову (строил дачи Сталину, потом расстрелян как «враг народа») напоминает здание на фреске Раннего Возрождения. Буров вообще человек интересный, хотя бы тем, что соорудил чудесные декорации к «Генеральной линии» Эйзенштейна, до которой мы вскоре доберемся в киноклубе. Ну, а вдохновленный Пьеро делла Франческа фрагмент ЦДА заслуженно красуется на логотипе этой институции.


Центральный дом архитектора, Москва.



Выставка будет работать с 7 декабря по 10 марта в Пикетном зале Зимнего дворца. Интервью с куратором выставки можно прочитать в газете The Art Newspaper. Михаил Пиотровский ответит на ваши вопросы 3 декабря в 11 часов на прямой трансляции из Эрмитажа. Для этого надо в назначенное время зайти на страничку музея ВКонтакте и ждать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий