7 декабря в Эрмитаже откроется монографическая выставка «Пьеро
делла Франческа. Монарх живописи». В живописи вроде бывают патриархи, а Монарх –
это Владимир Этуш в роли криминального авторитета в фильме «Классик». Но
оригинально. Еще более оригинален следующий пассаж из вступительного текста к
выставке: «Важно отметить, что
основную часть расходов по подготовке выставки взял на себя генеральный спонсор
— ПАО НК «Роснефть. Деятельность «Роснефти» — пример социально-ответственного
бизнеса. Компания активно поддерживает значимые события в российской культурной
жизни». Ну и так далее. Хотя что нам до внутренних дел Эрмитажа? (Кстати,
любой вопрос касательно «главного музея страны» можно задать его директору на
прямой линии 3 декабря.) В российских музеях нет работ Пьеро делла Франческа,
поэтому возможность увидеть 11 его работ в России уже через несколько дней заслуживает
внимания.
Когда говорят о Пьеро делла Франческа в культуре (например,
в литературе), сразу вспоминают посвященное фреске "Воскресение Христа" эссе Олдоса Хаксли «Лучшая картина», благодаря
которому был спасен итальянский город. А мы вспомним Филипа Гастона, который и
сам художник, но близок к литературе (во всяком случае, его эссе, переписка, зафиксированные
мысли достойны того, чтобы быть прочитанными). В 1965 Гастон пишет о двух
картинах Пьеро делла Франческа, «Воскрешение Христа» и «Бичевание Христа». Обе
удивительные и загадочные.
«Это крайняя точка «невозможности» живописи».
Пьеро делла Франческа, Воскрешение Христа, ок. 1445-50.
«Картина разрезана почти наполовину, но обе ее части
действуют друг на друга, отвергают и привлекают, поглощают и увеличивают друг
друга. Иногда кажется, что нет вообще никакой структуры. Нет направления. Мы
можем пространственно перемещаться в любую сторону, как в жизни».
«Возможно, мы видим не «картину», а присутствие необходимого
и щедрого закона».
Пьеро делла Франческа, Бичевание Христа, ок. 1455-1460.
В 1466 году в тосканском городе Ареццо Пьеро делла Франческа
завершил роспись главной капеллы базилики Сан-Франческо. Отголосок одной из фресок,
«Обретение и испытание Животворящего Креста», находится сегодня в центре
Москвы.
Пьеро делла Франческа, Обретение и испытание Животворящего Креста, 1452-1466.
Это центральная часть ЦДА (Центрального дома архитектора) в Гранатном
переулке, которая благодаря архитектору Андрею Бурову и его коллегам Александру
Власову и Мирону Мержанову (строил дачи Сталину, потом расстрелян как «враг
народа») напоминает здание на фреске Раннего Возрождения. Буров вообще человек
интересный, хотя бы тем, что соорудил чудесные декорации к «Генеральной линии»
Эйзенштейна, до которой мы вскоре доберемся в киноклубе. Ну, а вдохновленный
Пьеро делла Франческа фрагмент ЦДА заслуженно красуется на логотипе этой
институции.
Центральный дом архитектора, Москва.
Выставка будет работать с 7 декабря по 10 марта в Пикетном
зале Зимнего дворца. Интервью с куратором выставки можно прочитать в газете The Art Newspaper. Михаил Пиотровский
ответит на ваши вопросы 3 декабря в 11 часов на прямой трансляции из Эрмитажа.
Для этого надо в назначенное время зайти на страничку музея ВКонтакте и ждать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий