11 живописных работ Пьеро делла Франческа, несколько его математических трактатов, фрески и загадочная табуретка - выставка мастера Возрождения открылась в день рождения Эрмитажа в Пикетном зале Зимнего дворца. Идеальное сочетание художественного видения с математическими способностями встречается редко, а сегодня практически немыслимо. Кстати, «монархом живописи» Пьеро делла Франческа назвал его ученик (а в будущем видный математик) Лука Пачоли. Говорят, что Пьеро делла Франческа занимался еще и архитектурой: в Борго он владел несколькими домами, "которые сам для себя построил" (Дж. Вазари). Конечно, так чувствовать пространство, выстраивать композицию и выверять пропорции мог только оригинальный архитектурный талант. Однако, например, архитектурный проспект в Урбино ("Идеальный город") не все приписывают Пьеро делла Франческа. Мой советский альбом Пьеро делла Франческа 60-х ссылается на ряд исследователей-скептиков, которые считают, что картину написал либо кто-то из школы Пьеро делла Франческа (хотя из лекции Карло Бертелли в Главном штабе, специалиста по творчеству Пьеро делла Франческа и Леонардо да Винчи, понятно, что сложно говорить о "школе Пьеро делла Франческа", который работал во Флоренции только по каким-то оказиям, жил в Сансеполькро, учеников с собой не возил), либо кто-то из профессиональных архитекторов. «Идеальный город» в России уже видели, поэтому в идеальный город Петербург его не привезли, но привезли «Мадонну ди Сенигаллия» из Урбино и несколько вдохновенных портретов.
Аккурат к выставке (точнее, к ярмарке non/fiction) в издательстве НЛО вышел перевод монографии Карла Гинзбурга «Загадка Пьеро» (1981). Эрмитажного каталога пока нет. Из забавного: пикетный зал не узнать, его одели в белое, затянули тканью весь царский декор, устроили внутри арки и своды и… установили «обманку». Табличка повернута от зрителя к стене, там якобы должна быть работа из США, место для картины завешено тканью, на постаменте стоит табуретка, словно приглашая зрителя за кулисы творческого процесса. Что это такое – смотрители не знают, жалуясь, что им ничего не рассказывают. Предполагают, что инсталляция, надеясь на дальнейшие разъяснения руководства. Выглядит как «маленькая накладка» первых дней работы выставки, но выясняется, что на открытии на табуретке сидел лютнист. Так и осталось.
Все же Пьеро делла Франческа на русской почве кажется еще увлекательнее! Искусствовед Карло Бертелли вспомнил один замечательный фильм, в котором сцены Ледового побоища до боли напоминают композиции художников Возрождения, в частности, «Победу императора Ираклия над Хозроем» Пьеро делла Франческа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий