вторник, 5 марта 2019 г.

Не он? Он!

Главный герой Блю из фильма «Сердцееды», которому мы посвятим еще некоторое время в киноклубе, - художник. Работает в мастерской, ходит в кафе и к друзьям, появляется в галерее современного искусства, чтобы договориться о выставке или устроить скандал на вернисаже. Живет в Лос-Анджелесе, рядом Голливуд, много женщин и еще больше неона. Вывески, знаки, работы современных художников – неон заполонил город, неон заполонил фильм. В кафе, в галерее, в мастерских, на улицах. Сияние, мерцание, реклама товаров и услуг, объявления, иронические объекты из светящихся трубок – все это переливается и мелькает в ритмах 80-х.




С неоном работали все, от Сони Делоне до Ай Вэйвэя, а в США и подавно. (Конечно, неон, в первую очередь, ассоциируется с Лас-Вегас-Стрип, длиннющим шоссе в никуда, дорожные вывески и знаки которого давным-давно перешли в трансцендентное измерение.) В 1981 году, за 3 года до съемок «Сердцеедов», в Лос-Анджелесе появился музей под женским именем MONA (это аббревиатура: Museum of Neon Art), единственный в мире музей, посвященный неоновой иллюминации. С одной стороны, музей MONA показывает работы современных художников, которые сменили холст и краски на разноцветные неоновые трубки. Например, до 31 марта в MONA идет выставка «Кинетическая энергия: искусство, которое не сидит на месте»: в экспозицию вошли кинетические скульптуры и анимированные неоновые вывески, собранные художником Дэвидом Квиком.


KINETIC ENERGY: Art That Won't Sit Still, до 31 марта 2019


Один из участников этой выставки – член почетного совета музея Ларри Олбрайт, который делал визуальные эффекты для фантастических фильмов «Бегущий по лезвию» и «Близкие контакты третьей степени». Еще Олбрайт придумал свой плазменный шар и даже каким-то образом умудрился его запатентовать, хотя классическую плазменную лампу на электроде изобрел Никола Тесла и никто другой.


Кадр из фильма "Бегущий по лезвию", Ридли Скотт, 1982


Еще один гость в почетном совете MONA -  архитектор Тед Танака, автор проекта «Ворота LAX» из гигантской надписи и светодиодных пилонов: пестрая композиция встречает каждого, кто едет из Международного аэропорта в город. Знак «LAX» - это некая альтернатива самой знаменитой надписи Лос-Анджелеса «Hollywood», но далеко не конкурент.


LAX Gateway, 2000


С другой стороны, учредители и сотрудники музея видят в городских знаках из неоновых трубок наследие, которое необходимо изучать и беречь. Каждую субботу здесь проводят «неоновые круизы» - это ночные экскурсии по городу с историками и кураторами музея, которые рассказывают о замечательных вывесках со времен ар-нуво до наших дней.



Музей исследует атрибуты городской среды прошлого – в частности, знаки и вывески, запечатленные на винтажных фотографиях из недавно вышедшей книги «Эффектная иллюминация: неоновый Лос-Анджелес, 1925-1965». Сейчас, когда светодиоды заменили флуоресцентный свет, который, в свою очередь, пришел на место неона в 1950-х, особенно ценно увидеть коммерческую застройку первой половины прошлого века с наивными рекламными вывесками, конкурировавшими друг с другом за внимание прохожих и автомобилистов.


Из книги "Spectacular Illumination: Neon Los Angeles, 1925-1965", Angel City Press

Комментариев нет:

Отправить комментарий