Главный герой Блю из фильма «Сердцееды», которому мы
посвятим еще некоторое время в киноклубе, - художник. Работает в мастерской,
ходит в кафе и к друзьям, появляется в галерее современного искусства, чтобы
договориться о выставке или устроить скандал на вернисаже. Живет в
Лос-Анджелесе, рядом Голливуд, много женщин и еще больше неона. Вывески, знаки,
работы современных художников – неон заполонил город, неон заполонил фильм. В
кафе, в галерее, в мастерских, на улицах. Сияние, мерцание, реклама товаров и
услуг, объявления, иронические объекты из светящихся трубок – все это
переливается и мелькает в ритмах 80-х.
С неоном работали все, от Сони Делоне до Ай Вэйвэя, а в США
и подавно. (Конечно, неон, в первую очередь, ассоциируется с Лас-Вегас-Стрип,
длиннющим шоссе в никуда, дорожные вывески и знаки которого давным-давно
перешли в трансцендентное измерение.) В 1981 году, за 3 года до съемок «Сердцеедов»,
в Лос-Анджелесе появился музей под женским именем MONA (это
аббревиатура: Museum of Neon Art),
единственный в мире музей, посвященный неоновой иллюминации. С одной стороны,
музей MONA показывает работы современных художников, которые сменили
холст и краски на разноцветные неоновые трубки. Например, до 31 марта в MONA идет
выставка «Кинетическая энергия: искусство, которое не сидит на месте»: в
экспозицию вошли кинетические скульптуры и анимированные неоновые вывески,
собранные художником Дэвидом Квиком.
KINETIC ENERGY: Art That Won't Sit Still, до 31 марта 2019
Один из участников этой выставки – член почетного совета
музея Ларри Олбрайт, который делал визуальные эффекты для фантастических фильмов
«Бегущий по лезвию» и «Близкие контакты третьей степени». Еще Олбрайт придумал
свой плазменный шар и даже каким-то образом умудрился его запатентовать, хотя
классическую плазменную лампу на электроде изобрел Никола Тесла и никто другой.
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию", Ридли Скотт, 1982
Еще один гость в почетном совете MONA - архитектор Тед Танака, автор проекта «Ворота LAX» из гигантской надписи и светодиодных
пилонов: пестрая композиция встречает каждого, кто едет из Международного
аэропорта в город. Знак «LAX»
- это некая альтернатива самой знаменитой надписи Лос-Анджелеса «Hollywood», но далеко не
конкурент.
LAX Gateway, 2000
С другой стороны, учредители и сотрудники музея видят в
городских знаках из неоновых трубок наследие, которое необходимо изучать и
беречь. Каждую субботу здесь проводят «неоновые круизы» - это ночные экскурсии
по городу с историками и кураторами музея, которые рассказывают о замечательных
вывесках со времен ар-нуво до наших дней.
Музей исследует атрибуты городской среды прошлого – в частности,
знаки и вывески, запечатленные на винтажных фотографиях из недавно вышедшей
книги «Эффектная иллюминация: неоновый Лос-Анджелес, 1925-1965». Сейчас, когда
светодиоды заменили флуоресцентный свет, который, в свою очередь, пришел на место
неона в 1950-х, особенно ценно увидеть коммерческую застройку первой половины
прошлого века с наивными рекламными вывесками, конкурировавшими друг с другом
за внимание прохожих и автомобилистов.
Из книги "Spectacular Illumination: Neon Los Angeles, 1925-1965", Angel City Press
Комментариев нет:
Отправить комментарий