Петербург посетил Дени Бертран, профессор семиотики из университета Париж VIII. В субботу 2
марта он прочитал открытую лекцию в медиатеке Французского института на тему: «Официальные
портреты французских президентов: семиотическое прочтение».
Это Дени Бертран. При желании можно семиотически прочитать и
его портрет.
Итак, в чем заключается это «семиотическое прочтение»? На
экране – слайдшоу из официальных фотографий президентов Пятой республики, то
есть от де Голля до Макрона. В течение часа профессор их комментирует, останавливаясь
на композиции, интерьере и даже пуговицах, но ни слова не говорит непосредственно о политике. Такая новая корректность. Может показаться, что понятие «официальный портрет» какое-то
относительное: одно дело портрет в предвыборной кампании, который висит на
каждом заборе, и совсем другое дело одна из многих официальных фотографий
первого лица. Одна из многих – значит, выбор субъективный: могу взять удачное
фото, а могу взять малоизвестное и не самое выдающееся, представив тем самым
первое лицо в том свете, в каком мне хочется его представить. Но со времен де
Голля каждый французский президент выбирает себе фотографа, перед которым с
удовольствием позирует.
Вот и Шарль де Голль:
Несмотря на привычные черно-белые
фотографии де Голля в простой форме без украшательств, официальный портрет
выполнен в цвете. Президент стоит в зале библиотеки Елисейского дворца, весь в
регалиях и лентах. О чем говорит этот портрет? Де Голль мнит себя Людовиком-Солнце?
Композиция повторяет барочные портреты Людовика XIV работы Гиацинта Риго: нарядный глава
государства серьезен, опирается на стопку книг (или на трость, как король) и
смотрит куда-то в будущее.
Этой традиции уже много лет. Жорж
Помпиду ее славно продолжает. Та же библиотека, книги, ленты, взгляд.
Валери Жискар д’Эстен оказался
креативнее и пригласил замечательного фотографа Лартига, которому на тот момент
было уже 80 лет. Лартиг приобрел известность работой в ч/б, хотя изумительно
работал и с цветом. Он снял президента на улице на фоне французского флага и
колонн (фрагмент серого цвета у правого плеча). Дени Бертран считает эту работу
почти абстракцией. Если представить эту картинку без фигуры д’Эстена, то да,
получится почти абстракция, только очень правильная, геометрически выверенная:
синий и красный треугольники расположены ровно друг напротив друга.
После д’Эстена президентом
Франции стал социалист Франсуа Миттеран (социалист с фашистским прошлым). Это
президент читающий: тоже сидит в библиотеке, но с открытой книгой. Далее
следует ода прекрасному ощущению, когда ты читаешь, а тебя оторвали от чтения,
и ты не понимаешь, где находишься. О, этот взгляд президента! Да, про это писал
Пруст, но не сравнивать же 21 президента Франции с Прустом! Возможно, это
просто женский взгляд: портрет Миттерана выполнила Жизель Фройнд, отличный
фотограф, автор ряда интересных портретов известных людей.
В общем, Миттеран
просидел два срока и помимо всего прочего построил библиотеку в Париже, о
которой Дени Бертран рассказал уже на другой лекции, на следующий день.
Читающий президент инициировал строительство зданий в форме открытых книг по
проекту Доминика Перро (это Перро выиграл конкурс на строительство новой сцены
Мариинки, но, увы). Профессор жаловался, что «открытая книга» открыта только формально:
внутри все окна закрыты глухими ставнями, мрачные ходы и коридоры, а вход в
читальный зал напоминает грот.
Казалось бы, всех переплюнул Жак
Ширак, который сфотографировался в саду Елисейского дворца в образе радушного хозяина.
Здесь вам и
французский флаг, и деревья, зеленая трава, прекрасная архитектура, эффектные
тени и… пупок! Единственная пуговица – это, по мнению профессора, некая аллюзия
на поэтов прошлого, которые воспевали части женского тела: губы, глаза, уши или
пупки. Но вряд ли Беттина Реймс, которая фотографировала не только Ширака, но и
Мадонну с Кайли Миноуг, об этом задумывалась.
Николя Саркози на этом фоне
как-то совсем потерялся.
Маленький, нелепый, над ним даже фотограф поиздевался:
вместо ровных книжных корешков на заднем плане зачем-то выставил один том: с
лицом президента за внимание конкурирует обложка книги. Неудача.
А вот и Франсуа Олланд, первый президент
«идущий».
Для съемки пригласили выдающегося режиссера и фотографа Раймона
Депардона, и он согласился. Принес с собой целый арсенал фотоаппаратов, от
Лейки до новых цифровых.
Напоследок – самый молодой
президент Эммануэль Макрон, который очутился ровно посередине – посередине от всего:
ни на улице и ни в помещении (открытые окна), между правыми и левыми (Макрон
себя позиционирует как центриста), между Евросоюзом и Францией (на снимке представлены
оба флага). Идеальная симметрия.
Галльский петух отражается в экране телефона (телефонов,
кстати, два: наверное, один местный, второй для связи с Европарламентом), кисти
рук напряжены, на столе тикают старинные часы: новый президент усердно работает
и управляет временем. Настоящий шеф!
Оказывается, у Барака Обамы была
идентичная фотография, только, по мнению Дени Бертрана, Обама «выглядит
естественнее».
Французская пресса подробно обсуждала портрет Макрона и это очевидное сходство с нобелевским лауреатом. Профессор об этом ничего не сказал. Ну, а на
сайте Елисейского дворца этот семиотически прочтенный портрет Макрона можно купить. Цена 8,25 евро.
P. S. Макрон вроде молод, но не чужд все-таки французской традиции. На столе - раскрытая книга. Это военные мемуары, воспоминания, кажется, де Голля. В сети есть видео о том, как Макрон готовится к позированию, тщательно выстраивает предметы на столе и ищет нужный разворот.
P. S. Макрон вроде молод, но не чужд все-таки французской традиции. На столе - раскрытая книга. Это военные мемуары, воспоминания, кажется, де Голля. В сети есть видео о том, как Макрон готовится к позированию, тщательно выстраивает предметы на столе и ищет нужный разворот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий