вторник, 5 марта 2019 г.

Гадание по фотографии

Петербург посетил Дени Бертран, профессор семиотики из университета Париж VIII. В субботу 2 марта он прочитал открытую лекцию в медиатеке Французского института на тему: «Официальные портреты французских президентов: семиотическое прочтение».


Это Дени Бертран. При желании можно семиотически прочитать и его портрет.

Итак, в чем заключается это «семиотическое прочтение»? На экране – слайдшоу из официальных фотографий президентов Пятой республики, то есть от де Голля до Макрона. В течение часа профессор их комментирует, останавливаясь на композиции, интерьере и даже пуговицах, но ни слова не говорит непосредственно о политике. Такая новая корректность. Может показаться, что понятие «официальный портрет» какое-то относительное: одно дело портрет в предвыборной кампании, который висит на каждом заборе, и совсем другое дело одна из многих официальных фотографий первого лица. Одна из многих – значит, выбор субъективный: могу взять удачное фото, а могу взять малоизвестное и не самое выдающееся, представив тем самым первое лицо в том свете, в каком мне хочется его представить. Но со времен де Голля каждый французский президент выбирает себе фотографа, перед которым с удовольствием позирует.

Вот и Шарль де Голль:



Несмотря на привычные черно-белые фотографии де Голля в простой форме без украшательств, официальный портрет выполнен в цвете. Президент стоит в зале библиотеки Елисейского дворца, весь в регалиях и лентах. О чем говорит этот портрет? Де Голль мнит себя Людовиком-Солнце? Композиция повторяет барочные портреты Людовика XIV работы Гиацинта Риго: нарядный глава государства серьезен, опирается на стопку книг (или на трость, как король) и смотрит куда-то в будущее.



Этой традиции уже много лет. Жорж Помпиду ее славно продолжает. Та же библиотека, книги, ленты, взгляд.



Валери Жискар д’Эстен оказался креативнее и пригласил замечательного фотографа Лартига, которому на тот момент было уже 80 лет. Лартиг приобрел известность работой в ч/б, хотя изумительно работал и с цветом. Он снял президента на улице на фоне французского флага и колонн (фрагмент серого цвета у правого плеча). Дени Бертран считает эту работу почти абстракцией. Если представить эту картинку без фигуры д’Эстена, то да, получится почти абстракция, только очень правильная, геометрически выверенная: синий и красный треугольники расположены ровно друг напротив друга.



После д’Эстена президентом Франции стал социалист Франсуа Миттеран (социалист с фашистским прошлым). Это президент читающий: тоже сидит в библиотеке, но с открытой книгой. Далее следует ода прекрасному ощущению, когда ты читаешь, а тебя оторвали от чтения, и ты не понимаешь, где находишься. О, этот взгляд президента! Да, про это писал Пруст, но не сравнивать же 21 президента Франции с Прустом! Возможно, это просто женский взгляд: портрет Миттерана выполнила Жизель Фройнд, отличный фотограф, автор ряда интересных портретов известных людей. 



В общем, Миттеран просидел два срока и помимо всего прочего построил библиотеку в Париже, о которой Дени Бертран рассказал уже на другой лекции, на следующий день. Читающий президент инициировал строительство зданий в форме открытых книг по проекту Доминика Перро (это Перро выиграл конкурс на строительство новой сцены Мариинки, но, увы). Профессор жаловался, что «открытая книга» открыта только формально: внутри все окна закрыты глухими ставнями, мрачные ходы и коридоры, а вход в читальный зал напоминает грот.

Казалось бы, всех переплюнул Жак Ширак, который сфотографировался в саду Елисейского дворца в образе радушного хозяина. 



Здесь вам и французский флаг, и деревья, зеленая трава, прекрасная архитектура, эффектные тени и… пупок! Единственная пуговица – это, по мнению профессора, некая аллюзия на поэтов прошлого, которые воспевали части женского тела: губы, глаза, уши или пупки. Но вряд ли Беттина Реймс, которая фотографировала не только Ширака, но и Мадонну с Кайли Миноуг, об этом задумывалась.

Николя Саркози на этом фоне как-то совсем потерялся. 



Маленький, нелепый, над ним даже фотограф поиздевался: вместо ровных книжных корешков на заднем плане зачем-то выставил один том: с лицом президента за внимание конкурирует обложка книги. Неудача.

А вот и Франсуа Олланд, первый президент «идущий». 



Для съемки пригласили выдающегося режиссера и фотографа Раймона Депардона, и он согласился. Принес с собой целый арсенал фотоаппаратов, от Лейки до новых цифровых.

Напоследок – самый молодой президент Эммануэль Макрон, который очутился ровно посередине – посередине от всего: ни на улице и ни в помещении (открытые окна), между правыми и левыми (Макрон себя позиционирует как центриста), между Евросоюзом и Францией (на снимке представлены оба флага). Идеальная симметрия. 


Галльский петух отражается в экране телефона (телефонов, кстати, два: наверное, один местный, второй для связи с Европарламентом), кисти рук напряжены, на столе тикают старинные часы: новый президент усердно работает и управляет временем. Настоящий шеф!

Оказывается, у Барака Обамы была идентичная фотография, только, по мнению Дени Бертрана, Обама «выглядит естественнее». 


Французская пресса подробно обсуждала портрет Макрона и это очевидное сходство с нобелевским лауреатом. Профессор об этом ничего не сказал. Ну, а на сайте Елисейского дворца этот семиотически прочтенный портрет Макрона можно купить. Цена 8,25 евро.

P. S. Макрон вроде молод, но не чужд все-таки французской традиции. На столе - раскрытая книга. Это военные мемуары, воспоминания, кажется, де Голля. В сети есть видео о том, как Макрон готовится к позированию, тщательно выстраивает предметы на столе и ищет нужный разворот. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий