В 19 лет сбежал от венгерского социализма в свободолюбивый Париж, поэтому почти не известен у себя на родине. Во Франции посещает мастерскую скульптора и гравера Анри-Жоржа Адама из круга сюрреалистов. Занимается скульптурой и рисованием, с 60-х активно участвует в выставках. В 1961 получает приз на Парижской биеннале, основанной Андре Мальро тремя годами ранее. В скульптуре использует армированный бетон, соль, землю, воск, полистирол, бронзу и свинец. Свой стиль нашел, познакомившись с работами Джакометти и Жермен Ришье. Критик Денис Шевалье, автор монографии о Паткае, называет его скульптуры "скелетами архитектуры": в этих конструкциях нет той власти, присущей архитектуре, тем не менее, в них есть архитектурная строгость, простота и симметрия. Эрвин Паткай - автор архитектурных скульптур в нескольких французских городах: олимпийская деревня в Гренобле, скульптурный парк в коммуне Санкуэн и другие. Свои градостроительные концепции смог воплотить в Марн-ла-Валле, новом городе близ Парижа (основная масса туристов едет сюда ради Диснейленда). Вместе с командой архитекторов, художников и урбанистов Паткай работает над генпланом квартала Паве Неф (среди других приглашенных художников - Ниссим Меркадо, Люк Пейре и другие). Позже размышляет о "встроенной среде", несколько лет преподает теорию в Школе изящных искусств в Реймсе. Издает альманах о культуре и искусстве 'Magyar Műhely'. Погиб в 48 лет от пожара.
Работы Эрвина Паткая представляют собой причудливые архитектурные фантазии, в которых готика соседствует с барокко, кубизм с сюрреализмом, а монументальность сменяется невесомостью. К слову о барокко: в том же Паве Неф коммуны Нуази-ле-Гран находится знаменитый Дворец Абраксас, величественный постмодернистский комплекс социального жилья Рикардо Бофилла, где проходили съемки странного фильма "Бразилия" Терри Гиллиама. Еще один известный сосед скульптур Паткая в Нуази-ле-Гран - жилой комплекс Арены Пикассо, в народе именуемые "Камамбером", бофиллова коллеги Мануэля Нуньеса-Яновского, автора проекта-победителя русского православного центра в Париже (к счастью, в итоге построили другое здание). Подробный архитектурный гид по новому городу Марн-ла-Валле можно обнаружить здесь.
В 1980 режиссер Рауль Руис, короткометражку которого "Спор садов" мы смотрим на этой неделе в киноклубе, снял фильм о Паткае-творце нового города. Фильм так и называется, "Новый город", и посвящен работе над проектом в Марн-ла-Валле.
Скульптура Паткая во Французских Альпах, 1973
Работы Эрвина Паткая представляют собой причудливые архитектурные фантазии, в которых готика соседствует с барокко, кубизм с сюрреализмом, а монументальность сменяется невесомостью. К слову о барокко: в том же Паве Неф коммуны Нуази-ле-Гран находится знаменитый Дворец Абраксас, величественный постмодернистский комплекс социального жилья Рикардо Бофилла, где проходили съемки странного фильма "Бразилия" Терри Гиллиама. Еще один известный сосед скульптур Паткая в Нуази-ле-Гран - жилой комплекс Арены Пикассо, в народе именуемые "Камамбером", бофиллова коллеги Мануэля Нуньеса-Яновского, автора проекта-победителя русского православного центра в Париже (к счастью, в итоге построили другое здание). Подробный архитектурный гид по новому городу Марн-ла-Валле можно обнаружить здесь.
В 1980 режиссер Рауль Руис, короткометражку которого "Спор садов" мы смотрим на этой неделе в киноклубе, снял фильм о Паткае-творце нового города. Фильм так и называется, "Новый город", и посвящен работе над проектом в Марн-ла-Валле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий