воскресенье, 29 июля 2018 г.

Миф и модернизм

Так называлась большая ретроспектива скульптора Хорхе Отейзы в Музее Гуггенхайма в Бильбао в октябре-январе 2004/2005. Отейза родился в Гипускоа, в Стране Басков, изучал медицину в Мадриде, потом познакомился с работами Джейкоба Эпстайна, Альберто Санчеса и Дмитрия Цаплина, который некоторое время жил в Испании и которого сейчас спасает Третьяковка.


Хорхе Отейза на Острове Пасхи в 1952 году

В 1935-1948 Отейза уезжает в Латинскую Америку, где изучает керамику, посещает фантастический остров Рапануи, выставляется в Сантьяго и Буэнос-Айресе. Он преподает, занимается теорией искусства и публикует "Письмо американским художникам: о Новом искусстве в послевоенный период". По возвращении в Бильбао начинается этап "экспериментальной цели" - Хорхе Отейза формулирует главные принципы создания и расположения пространственных объектов (скульптур). В 50-е он ищет новый язык, работает с открытой формой, вдохновляется духовным в искусстве (кромлехами в Пиренеях), увлекается пустотой и тишиной, формулирует "закон изменений", согласно которому "все начинается из ничего и приходит к Ничто, которое и есть все". Скульптуры становятся все более минималистичными, пока не исчезают совсем: Отейза приходит к выводу, что скульптура не может более ассоциироваться с человеком или городом, поэтому в 1959 он перестает ею заниматься.


Панорама из окна Музея Отейзы в Альсусе

Далее он изучает лингвистику, пишет книги, в 70-е возвращается к скульптуре, в 1986 участвует в коллективной выставке "Что такое современная скульптура?" в Центре Помпиду. Тем не менее, о Хорхе Отейзе почти не знали за пределами испаноязычного мира вплоть до 1988, когда прошла его первая ретроспектива, организованная художником Чомином Бадиолой, ведущим специалистом по творчеству Отейзы. Сегодня в Альсусе, провинция Наварра, ему посвящен целый музей, который построил архитектор-модернист Франсиско Хавьер Саенс де Ойза. Архитектор и скульптор знают друг друга, они работали вместе на проекте Базилики Аранцазу в одноименном святилище Страны Басков. Отейза там - автор скульптур апостолов на фасаде храма.


Храм Аранцазу в муниципалитете Оньяте построен в 1955 году

Музей Хорхе Отейзы - это бетонный куб красноватого цвета, на крыше которого возвышаются три огромные призмы, пропускающие дневной свет. Новое здание гармонично вписано в музейный комплекс - рядом находится дом-мастерская скульптора. Познакомиться с экспозицией под джазовый контрапункт можно в этом ролике.

Коллекция насчитывает 1679 скульптур, 600 рисунков и коллажей, более 2000 работ из экспериментальной лаборатории, которой Отейза посвятил около 20 лет своей жизни. Баскский скульптор работал с гипсовой штукатуркой и цинковыми листовыми пластинами, из них создавал небольшие - 4-15 см в высоту - фигурки. Это были и философские абстракции, и этюды будущих проектов - например, для Сан-Паулу и Аранцазу. В 2008 в Музее Отейзы прошла выставка "Экспериментальная лаборатория", организованная другим испанским скульптором и поклонником творчества Отейзы Анхелем Бадосом.


Фигурки из "меловой лаборатории" 1950-1974

Отейза оказал влияние и на архитектурную мысль. В 1958 он участвует в конкурсе на лучший памятник Хосе Батлье-и-Ордоньесу, прогрессивному президенту Уругвая начала прошлого века. Вместе с архитектором мемориального комплекса Роберто Пуигом Хорхе Отейза размышляет над восприимчивостью пространства и возможной интеграцией искусства в архитектурную среду. Эти идеи он высказывает на конференции в Валенсии "Город как произведение искусства" и развивает в документации к проекту в Монтевидео. Монумент на вершине холма, на пересечении зеленых зон, представлял собой белую призму, внутри которой должен был находиться учебный центр с библиотекой и аудиториями, а под ней - многоуровневая платформа со свободным доступом для горожан, которые активно участвуют в этом произведении искусства. Архитектурным изысканиям Отейзы посвящены две исследовательские работы Эммы Лопес Баут: "От скульптуры к городу: Конкурс на проект памятника Хосе Батлье в Монтевидео. Отейза и Пуиг, 1958-1960" и "Oteiza y lo arquitectónico".


Хорхе Отейза и его проект памятника в Монтевидео

В 2016 году архитектор и фотограф Иньяки Бергера выпустил фотоальбом из 100 снимков архитектурных моделей в Испании 1925-1970 гг. На основе этого исследования, проведенного группой Бергеры FAME ("движение современной фотографии и архитектуры в Испании"), в 2017 в Музее ICA в Мадриде прошла выставка "Моделирование на камеру", объединившая архивные снимки выдающихся фотографов и архитекторов Испании упомянутого периода. 


Проект памятника Хосе Батье в Монтевидео. Фотограф Хуан Пандо Барреро

Комментариев нет:

Отправить комментарий