суббота, 1 сентября 2018 г.

Довлатов и комиксы

Смонтировали небольшую экспозицию ко дню рождения Сергея Довлатова. Это комикс! Кажется, самый первый по Довлатову. Посвящается лучшей музыке на свете... Нарисовал Алексей Воринов, текст написала я, готовим программу кинопоказов и небольшое расследование.




Проза Довлатова действительно образец той массовой культуры, которую так часто презирают в России. Я бы сказал, что это самый достойный образец из всех, которыми может похвастаться сегодня русская литература. Уверен, что Сергея такой титул - автор массовой литературы - нисколько бы не покоробил. Он любил быть популярным, был им и будет.
Александр Генис

В ноябре 1974 года Сергей Довлатов живет и работает в Таллинне, куда приезжает великий джазовый пианист Оскар Питерсон со своим трио. Об этом концерте вышла заметка «Семь нот в тишине», написанная Довлатовым-журналистом для газеты «Советская Эстония». Это был текст объемом 1500 знаков, набранный самым мелким шрифтом. С тех пор эпохальный визит джазмена в СССР обрастет мемуарами и легендами музыкантов, критиков и очевидцев. У Питерсона выйдет двойной винил на лейбле Pablo «Оскар Питерсон в России», а у Довлатова – книга «Ремесло», в первой части которой будет симпатичный рассказ «Черная музыка» обо всей этой истории.

И книга, и пластинка – фрагменты массовой культуры и бывшего СССР, и США. Формально комиксы как явление тоже принято относить к массовой культуре: супергерои, зомби и их невероятные приключения пользуются успехом у широкой публики. Книжки комиксов, какими бы фантастическими ни были события в них, отражают культуру и быт своего времени. А если проникнуться эпохой, то есть изучить ряд источников (архивные фотографии, путеводители, публикации), комикс как атрибут поп-культуры превратится в вещь штучную, очень личную, сделанную вручную с помощью фломастеров, туши, гелевой ручки и труда. В авторском комиксе Алексея Воринова можно обнаружить не всегда заметные, но выразительные детали, характерные для целой эпохи. Ленин на стене, часы «Ракета», таксофоны, фасады старых зданий – все это формирует мир, в котором находится писатель и персонажи его прозы.

Художник не иллюстрирует заданный текст, а использует метод реконструкции, чтобы воссоздать последовательность событий и лаконичный стиль Таллинна 70-х. Кстати, именно в этот период случился настоящий бум в области графического искусства в Эстонии, оказавший влияние на современный эстонский книжный дизайн и комикс.

Благодаря дотошности исследователя и погруженности в контекст, в том числе в историю джаза, Алексей Воринов переосмысляет недоговоренности и неточности в рассказе «Черная музыка» (как повторял сам Довлатов, «фактические ошибки – часть моей поэтики»). Неоднозначность и вымысел, характерные для довлатовской прозы, остроумно обыграны появлением в комиксе таких непрописанных автором персонажей, как Лев Троцкий и Анджела Дэвис. Эти культовые исторические фигуры возникают среди черно-белой советской действительности и словно намекают на ее же сюрреалистичность.

Однако, при всей своей народной любви, популярности и массовости, образы Сергея Довлатова крайне скупо представлены в визуальных искусствах. Фильмов по Довлатову мало, иллюстраций к его произведениям тоже, комиксов же нет совсем! Наиболее интересны рисунки Александра Флоренского (группа художников «Митьки») для четырехтомника Сергея Довлатова и иллюстрации Михаила Гавричкова к сборнику «Зона. Записки надзирателя. Заповедник». В остальном же, к сожалению, авторы ограничиваются лишь видимым сходством с фотопортретами писателя. Комикс «Семь нот в тишине» - это, пожалуй, первая рисованная история по произведениям Довлатова. Продолжение следует…


Выставка открыта со 2 сентября 2018 в Молодежной библиотеке на Гражданке 
Санкт-Петербург, Гражданский пр. 121/100



Комментариев нет:

Отправить комментарий