"Архитектура внешнего мира" Сергея Ситара - книга неожиданная и увлекательная (не знаю, насколько применимо слово "увлекательная" к серьезному исследованию архитектурной теории и философии от античности до наших дней). Плюс отличный дизайн Евгения Корнеева, но это отдельная песня. Так вот, чего никак не ожидаешь встретить среди цитат из Лукреция, Шуази и Альберти, - это вот такое слишком поэтическое отступление о вселенских гармониях и свободе.
Из главы «Виолле-ле-Дюк, Корбюзье, Дженкс: техноприрода и биополитика»:
Из главы «Виолле-ле-Дюк, Корбюзье, Дженкс: техноприрода и биополитика»:
По Корбюзье, представший перед глазами ландшафт можно интерпретировать не только как тотальную архитектуру («архитектурный пейзаж»), но и как музыку – фактически в том типе восприятия, который он стремится сделать доступным для читателя, понятия «архитектура» и «музыка» сливаются. Но обращение к структуре именно музыкального произведения позволяет, пожалуй, глубже разобраться в том, как в рамках данной ментальной диспозиции взаимодействуют между собой уровни чувственного восприятия и математической абстракции. У любого традиционного музыкального произведения есть, как известно, регулярная метрическая основа – деление на такты. Над ней надстраивается деление на периоды и гармонический план – более свободная организационная схема, но связанная все же некоторым набором общих закономерностей – цикличностью, правилом разрешения в тонику и т.п. Еще «выше» располагается, собственно, слышимая звуковая ткань произведения (набор мелодических линий и аккомпанирующих звуков), которая в своем развитии может достигать полной непредсказуемости и спонтанности, например в джазовой импровизации, и все же остается скоординированной двумя беззвучными «структурно-математическими» уровнями – ритмическим рисунком и гармоническим планом. Этот актуально достигаемый синтез свободы и предопределения есть именно то, что делает набор звуков «считываемым» музыкальным высказыванием. Если интерпретировать столь важный для Корбюзье «двадцатичетырехчасовой солнечный цикл» как своего рода универсальную метрическую основу, то становится совсем просто сделать шаг к восприятию всей «данной нам в ощущениях» действительности как непрерывно длящегося архитектурно-музыкального произведения, которое при этом допускает и даже предполагает творческое усовершенствование каждого из своих конкретных фрагментов. Любой человек – если он, конечно, творец – может вписать свою уникальную сольную партию в предложенный самим мирозданием «блюзовый квадрат» неизменных законов астрономического движения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий